Вчера, 19 августа, на свободу вышли фигуранты дела «Пресс-клуба» Юлия Слуцкая, Алла Шарко, Сергей Ольшевский и Петр Слуцкий. Они находились в СИЗО на Володарского в Минске с 22 декабря 2020 года – по обвинению в неуплате налогов.
Уже известно, что Юлия, Алла, Сергей и Петр были освобождены в результате помилования. Адвокаты рассказали, чем эта процедура отличается от полного прекращения уголовного преследования, и объяснили, почему в случае с фигурантами дела «Пресс-клуба» помилование «незаконно».
Помилование и закрытие уголовного дела – в чем разница? Объясняет адвокат Илья Салей
«Все актуальнее звучит уже неоднократно озвученный всеми сторонами посыл о необходимости поиска точек соприкосновения и о тех шагах, которые для этого необходимо предпринять.
Я разделяю точку зрения о том, что первым таким шагом могло бы стать прекращение уголовного преследования тех, кто сегодня находится в розыске, остается в статусе обвиняемых или уже отбывает наказание исключительно за свои убеждения, их мирное выражение или честную профессиональную деятельность.
Сегодня освобождение людей – это и первостепенная цель, и механизм выхода из кризиса, предпосылка для диалога, который по всем канонам возможен только между хотя бы формально равными сторонами, а в нашем случае – свободными.
При этом правовым механизмом должно стать именно прекращение уголовного преследования и полная реабилитация людей, не совершавших преступления и не признавших свою вину. К сожалению, такой механизм часто путают с амнистией или помилованием и фактически ставят между ними знак равенства. Но это вовсе не так.
Ключевое отличие заключается в том, что и акт амнистии (осуществляется путём принятия соответствующего закона), и помилование (является исключительным полномочием президента), как правило, применяются только к людям, признанным судом виновными в совершении преступления. А в случае помилования от людей зачастую также просят официального прошения с признанием вины и раскаянием.
В связи с этим сегодня многим, чтобы как можно скорее оказаться на свободе и попасть под акт амнистии или помилования, приходится, к сожалению, сознательно брать на себя вину за то, что не они совершали. И если это не ухудшает положения других, таких людей никто не осуждает, ведь главное – оказаться дома с семьей. И это всегда хорошая новость. Но так определено быть не должно».
Адвокат Сергей Зикраций о том, почему помилование фигурантов дела «Пресс-клуба» не является законным
«Мы все вчера плакали, смеялись, прыгали и кричали от радости, когда Алла, Юля, Петр и Сергей вышли на свободу. И чего греха таить – я делал это вместе с вами. Но давайте теперь спустимся на землю и вместе договоримся о двух вещах.
Первое. Исходя из первых сообщений, работники «Пресс-клуба» «вышли по помилованию». Поэтому то, что произошло вчера – незаконно. В соответствии со статьей 96 Уголовного кодекса помилование осуществляется к лицу, осужденному за преступление. Никто из вышедших вчера из стен СИЗО не был осужден.
Власти сначала нарушают закон, когда кидают людей за решетку, а потом снова нарушают его – чтобы отпустить их.
Почему? Потому что они пытаются играть с нами, пытаются сделать ставку и угадать цену нашего удовлетворения. Именно поэтому – второе.
Второе. На утро 20 августа за решеткой все еще остаются 633 политических заключенных и тысячи людей, которые не признаны политзаключенными, но сидят по политическим мотивам.
Мы должны радоваться каждому заложнику, который выходит на свободу, но мы не имеем право успокаиваться и удовлетворяться, пока не выйдет на свободу последний человек, который находится за решеткой по политическим мотивам».
Что нужно знать о деле «Пресс-клуба»
22 декабря 2020-го в офисе «Пресс-клуба» и дома у ряда его сотрудников прошли обыски. После этого были задержаны шесть человек: Юлия Слуцкая, программный директор Алла Шарко, директор Сергей Ольшевский, программный директор Академии «Пресс-клуба» Сергей Якупов, оператор Петр Слуцкий (сын Юлии Слуцкой), а также Ксения Луцкина – член основного состава Координационного совета по урегулированию политического кризиса в стране, бывшая сотрудница Белтелерадиокомпании.
Слуцкую подозревают в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере, Шарко, Ольшевского, Луцкину, Слуцкого – в соучастии. 31 декабря Слуцкой, Ольшевскому, Слуцкому и Луцкиной были предъявлены обвинения, Якупова депортировали в Россию без предъявления обвинения. Правозащитники признали задержанных сотрудников «Пресс-клуба» политзаключенными.
В неволе остается Ксения Луцкина и Денис Соколовский. СМИ сообщают, что Ксения отказалась писать прошение о помиловании.
Фото обложки: Белсат.