Клуб Loftas находится всего в паре километров от железнодорожного вокзала Вильнюса – в цехах бывшего завода радиоэлектроники, где в СССР производили магнитофоны «Эльфа». Сегодня это уже не просто клуб, а целая фабрика искусств. Культурный центр, если хотите, куда приезжают не только громкие артисты, но и художники со своими выставками, театралы, киношники и даже лекторы с образовательными семинарами. Место, которое создало свой одноименный ежегодный фестиваль. Но многие беларусы помнят концепцию Loftas совсем иначе.
Как беларусы начали ездить на концерты в вильнюсский клуб
Вообще, Loftas всегда славился привозами крутых музыкантов из разных стран, поэтому беларусы периодически ездили в этот клуб чтобы, например, послушать канадцев.
Но массовое нашествие началось в далеком 2012 году – время, когда в стране действовали негласные черные списки музыкантов.
Ни «Нейро Дюбель», ни «Крамбамбуля», ни культовый «Ляпис Трубецкой» и другие рок-идолы страны не могли выйти ни на одну сцену Беларуси: их концерты отменялись по самым разным причинам. Мол, в здании идет реконструкция и, если пожар вдруг начнется, воду не смогут быстро подать. Коллективы пытались бороться с концертным эмбарго, но в какой-то момент устали. Тогда жена и менеджер музыканта Лявона Вольского Анна предложила организовывать концерты в Вильнюсе. Ее идею поддержали.
Первым было решено устроить долгожданный концерт-презентацию группы «Крамбамбуля», который отменили в Минске. Это было не просто выступление, а настоящий трехдневный марафон свободы: мало того, что у беларусов появилась возможность поплясать под любимые песни, так им еще и за визу не нужно было платить. Анна Вольская, конечно же, подумала и об этом: договорилась с посольством Литвы, и всем, кто купил билеты на выступление в Loftas, раздавали пятидневные «пропуски» в Литву даром. Все три дня в клубе (и на границе) был просто аншлаг: беларусы раскупили абсолютно все билеты, чтобы послушать Вольского и его группу. Да и музыканты были счастливы: «Все, что здесь происходит – приятно. Видно, что наши люди здесь по-другому дышат, по-другому улыбаются», – говорил на том концерте Лявон.
В голове до сих пор не укладывается, как в Loftas могли уместиться пять тысяч человек (именно такое количество билетов продали на «Крамбамбулю»). Ведь это далеко не Дворец Спорта! К слову, Loftas занимает бывшее здание завода и потому закономерно оформлен в индустриальном минималистичном стиле. Стены, как у нашего Re:Public – черные, сцена тоже не особенно большая, как, впрочем, и бар.
Иностранцы, кстати, очень любят историю о том, что, раньше в этом месте был секретный завод, а магнитофоны – это просто прикрытие, мол, на самом деле в здании чуть ли не эксперименты над советскими людьми проводили.
Вернемся к теме: концерт Вольского в 2012 году прошел громко и точно запомнился беларусам. А после него в Loftas выступали многие другие беларуские музыканты, не имеющие возможности сыграть у нас. И всегда концерты проходили при поддержке Литвы и с бесплатными визами.
В Loftas «Жыве Беларусь»
Пожалуй, самым крупным стал прощальный концерт «Ляписа Трубецкого», где из более пяти тысяч гостей где-то 90% пришедших были беларусами. «Ну как можно такое пропустить?», – видимо, думали тогда наши люди. Концерт было решено проводить не в закрытом помещении, а на летней террасе. Сейчас это аккуратный задний дворик с артовым дизайном и местами для курения и сидения, но тогда терраса больше напоминала полянку с лужами, окруженную бетонными стенами: концерт Ляписов был первым крупным событием на открытой площадке Loftas. Но никого (почти) это не смущало: просто представьте (или вспомните) каково это – смотреть, как заканчивается эпоха.
Гости подпевали Михалку и Булатникову, прыгали, слэмились. Согласитесь, это немного парадоксально, но, наверное, такое единение, как на том концерте в чужой стране, беларусы редко чувствуют даже на выступлениях Brutto в Беларуси. Там они могли смело разворачивать БЧБ флаг и не бояться, что их потом будут судить за хулиганство, не боялись кричать «Жыве Беларусь» и благодарить любимую группу за легендарные песни. Сока в это действо добавляло звездное небо: где-то посередине концерта стемнело и, несмотря на свет от сцены, можно было запрокинуть голову назад и увидеть звезды. Тогда в Loftas было и правда хорошо.
Современная история: туры Oxxxymironа
После концерта «Ляписов» эпоха и правда закончилась: в Беларуси, благо, сильно сократили негласный музыкальный черный список, вернули Михалка на родину (правда, уже в другом образе), и теперь в Loftas выступает не так много наших групп, как раньше. Но люди все равно туда едут! Вспомнить хотя бы крутейшее выступление Oxxxymironа: несмотря на то, что артист приезжал и в Минск, перед его концертом в Loftas друг с другом чаще здоровались беларусы, нежели литовцы. Кстати, сам артист после шоу в Вильнюсе писал, что концерт ему запомнится как один из лучших в туре, потому что атмосфера там была камерная, что абсолютно не свойственно для Oxxxymiron.
Подобные встречи соотечественников в этом клубе были и на выступлении группы «Грибы», которая тоже уже выступала в Беларуси, да и на многих других концертах клуба. В чем причина? Наверное, беларусы уже по привычке едут в Loftas, ибо знают, что там точно встретят старых добрых знакомых, как когда-то в 2012 году. Ближайшая возможность это проверить представится совсем скоро – 8-9 сентября на Loftas Fest'17 можно снова обмотаться каким душе угодно стягом под музыку уже новых беларуских музыкантов – а это хип-хоп группа Awlnight и перспективные электронщики Senary.