С 1 января Россия прекратила поставлять нефть Беларуси, и беларуские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) остались без российского сырья, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на концерн «Белнефтехим». Несколькими днями раньше о таком раскладе предупреждало издание Reuters. Агентство писало, что Россия и Беларусь отчаянно пытаются, но никак не могут договориться о ценах на нефть, тарифе на транзит через нашу страну и компенсации за ущерб после налогового маневра.
Эта информация оказалась правдивой. Сейчас представители «Белнефтехима» говорят, что контракты на поставку нефти все еще не заключены. Тем не менее, у Беларуси пока есть запасы нефти, накопленные в декабре, поэтому НПЗ какое-то время могут работать в штатном режиме — чуть меньше, чем две недели. Правда, нагрузку пришлось снизить до минимального технологического уровня. «[В концерне ведется] активная работа по организации альтернативных России поставок нефти, по всем направлениям», — добавил собеседник «Интерфакса» из «Белнефтехима».
Это, кстати, полностью соответствует поручению, отданному Александром Лукашенко 31 декабря. К тому дню президент Беларуси дважды за сутки созвонился с Владимиром Путиным, чтобы поговорить о поставках нефти и газа. Вскоре после окончания последнего телефонного разговора Лукашенко отдал приказ искать альтернативные источники нефти — не из России.
Мнение академического директора Центра экономических исследований Beroc Катерины Борнуковой
«[Почему это произошло?] Прекращение поставок нефти — это прямое следствие отсутствия договоренностей в переговорах по интеграции. Россия повышает ставки в переговорах, и, поскольку мы больше заинтересованы в быстром решении этого вопроса, мы теперь заинтересованы как можно быстрее найти компромисс.
[Где мы будем брать газ и нефть, и готов ли наш бюджет к этой истории вообще?] Поставки газа не прекратили, и это хорошие новости, потому что газ гораздо более важен для нашей энергетической безопасности. Но, конечно, свет клином на России не сходится, можно найти других поставщиков нефти (с газом это чуть более проблематично). Другое дело, что политические и коммерческие договоренности, которые для этого требуются, а также техническая подготовительная работа займут до нескольких месяцев. И условия поставок, в частности цена, могут быть хуже. Зато мы станем самостоятельнее.
Для бюджета это болезненная ситуация, экспортные пошлины на нефтепродукты составляют более 5% доходов бюджета. И, несомненно, такая ситуация ставит под вопрос нашу возможность профинансировать запланированный рост зарплат и пенсий в наступившем году.
[Мы теперь будем платить за коммуналку космические суммы?] Я все еще надеюсь, что ситуация разрешится в ближайшее время — Россия тоже в этом заинтересована, мы один из важных покупателей российской нефти. Но если нет, то ситуация может стать для нас довольно болезненной. Нефтепереработка создает ненулевую часть ВВП, и наш и без того скромный экономический рост может вылететь в трубу. Из-за падения валютной выручки курс беларуского рубля может пошатнуться. Более высокая цена на нефть (и газ?) от альтернативных источников снизит поступления в бюджет — и правда может оказать давление на цены на коммуналку. Но думаю, что повышение если и произойдет, то нескоро — вряд ли в течение 2020 года».
Мнение политического обозревателя Артёма Шрайбмана
«Россия перестала поставлять нефть в Беларусь. Запасов на НПЗ, по данным «Интерфакса», хватит до середины января. Альтернативные поставки за это время наладить невозможно. После этого встанет вопрос, сколько бензина осталось в запасе на заправках. Это значит, что у нас развилка с двумя сценариями:
1. Минск подписывает контракт на российских условиях в течение семи-десяти дней.
2. Минск начинает шантаж транзитом. Это жесткое повышение ставок, последний козырь, который не использовали с нулевых.
Что тут скажешь, вполне душевное получилось afterparty у нашего декабрьского юбилея договора о Союзном государстве. Зенон Станиславович одобряет такое углубление интеграции».
Мнение экономиста Льва Львовского
«Насколько все это плохо — можно разделить на две части, точнее — на два временных горизонта. В краткосрочной перспективе это плохо, и неважно, успеют ли снова договорится с Россией или закачают нефть из других источников. Предприятия недополучат прибыль, бюджет недополучит налоги, а люди — зарплаты. Любая нестабильность всегда вредит экономике в краткосрочной перспективе.
В долгосрочной: я бы сказал, что это может позитивно сказаться на экономике Беларуси, особенно если будут сделаны правильные выводы. Часть нашей неэффективности проистекает из дешевой нефти и дешевой энергии. Это означает, что некоторые наши предприятия (те, что завязаны на нефть или на дешевую энергию) фактически не соревнуются с зарубежными, не совершенствуются и так далее. Подобные шаги должны заставить их и правительство задуматься об устойчивости такой модели и начать что-то делать — до того, как они в полной мере столкнутся со свободной конкуренцией.
Зачем это России? Россия уже давно воспринимает свои нефть и газ не просто как ключевые источники дохода страны, но и как оружие. В данном случае это безусловно оружие принуждения Беларуси к политическим уступкам в пользу России.
Насчет последствий для простых беларусов. Думаю, что и на этот раз, возможно, с задержкой, но власти договорятся. Тем не менее, будет, скорее всего, небольшой негативный шок. Насколько небольшой — зависит от скорости и условий новых договоренностей. А в долгосрочной перспективе и властям, и гражданам придется понять, что бесплатного сыра не бывает, как и дешевой нефти без политических последствий. Это и сигнал для энергоемкого бизнеса, и для людей — мы будем постепенно уходить от субсидированного отопления и прочего ЖКХ».
Мнение историка и блогера Эдуарда Пальчиса
«Может, это и странно для многих прозвучит, но ухудшение ситуации с поставками нефти или других ресурсов в долгосрочной перспективе на руку Беларуси.
25 лет Лукашенко ориентировался на экономический союз с РФ, всяческими способами выбивая от Кремля льготные цены. В то же время Польша и страны Балтии платили полную стоимость, что заставило их экономики быть куда более адаптированными к реальности.
Экономическую зависимость от РФ вполне можно сравнить с алкогольной или наркотической, где Путин с олигархами выступает в роли барыг. Тебе шепчут: «Для своих сделаем скидку', но в обмен требуют быть на побегушках: голосовать в ООН против Украины, проводить совместные учения и учавствовать в совместных проекта типа ЕАЭС или «Союзное Государство».
Поэтому экономические войны с РФ — отличный повод наконец-таки реформировать экономику, пускай даже это будет непросто. Мы потеряли 25 лет на союзах с Кремлем, чтобы прийти к тому, о чем предупреждали многие еще в 90-ых. Хоть бы внукам в экономике оставить что-то нормальное и дееспособное, а не вечно выклянчивающее скидки и мечтающее о «папиццот».