Мы уже писали, что завод порошковой металлургии в Молодечно подал в суд на «Региональную газету»: в середине осени 2019-го она выложила фото мыла, нежно привязанного веревочкой к крану. Журналисты издания иронично заметили, что именно так предприятие решило побороть воровство в туалетах. Завод оскорбился; вчера, 16 января, в Минске прошел суд с участием автора материала, сделавшего заводские мыло и веревку пусть и на короткий срок, но все-таки мемом. По информации очевидцев – корреспондентов TUT.by рассказываем, как это было.
Позиция нападающего
В основе процесса лежало рвение завода защитить свои честь и деловую репутацию. Сразу стало понятно, что к мирному соглашению стороны не придут: «Региональная газета» отказалась признавать требования истца. А тот хочет, чтобы она публично извинилась и опровергла информацию о том, что мыло на веревочке – дело рук сотрудников предприятия. Завод уверен: их подставил «провокатор», и требует солидарности.
Чтобы доказать свою теорию, представители завода вспомнили грамоты своего директора (биография которого теперь заляпана кляксой), а также попросили суд приобщить к делу сведения об отсутствии краж на предприятии за последние два года. Для зрителя и читателя это должно означать, что оснащать куски мыла дополнительной системой защиты (веревочкой) не нужно. Кроме того, со слов истца, проблемы от «циничного» материала газеты не завставили себя долго ждать. Завод в Молодечно – поставщик комплектующих изделий для оборонного госзаказа, в том числе для России. А теперь все могут подумать, что крадут на беларуском предприятии не только мыло, но и детали!
Позиция отбивающегося
Ответчика защищал адвокат Сергей Зикрацкий, и у него был другой взгляд на мыло и веревку. Во-первых, фото реальное (с чем согласен и сам завод), во-вторых – фразу «каб не скралi», попавшую в заголовок текста «Региональной газеты», закон позволяет сказать любому человеку, по крайней мере пока. Юрист заметил, что на предприятии числятся около 200 человек, и только за год десятки из них наказали за прогулы и появление на работе в нетрезвом виде. «Может, это порочит вашу репутацию?» – спросил Зикрацкий. Завод не возразил, но упрекнул государство – это оно заставляет «холить и лелеять» нечестивых сотрудников.
Подзащитная Зикрацкого – автор публикации и замглавреда газеты Зоя Хруцкая – заявила, что хотела лишь показать своим читателям то, с чем в жизни ни разу не сталкивалась, – кусок мыла на привязи. Так называемый «фотофакт». Вывод о том, что веревка была призвана уберечь мыло от кражи, девушка сделала из общей практики: пример – ручки, привязаные к стойкам в банках и почтах. Хруцкая попыталась убедить участников процесса, что вредить никому не собиралась; приглашенный на суд эксперт, оценивающий «враждебность» текста, тоже не нашел в нем негативной окраски (но правда искал). В суде объявили перерыв до 22 января. Предприятие выставило счет изданию в 1260 рублей и за услуги адвоката.