После грустной новости о смерти Мохаммеда Али сразу же захотелось освежить в памяти его основные черты характера, чтобы достойным образом проводить личность столь гигантского масштаба. Начнем, логичным образом, с документальной части. Среди бесконечного множества стоит отметить три работы:
Во-первых. Документальные ленты про Али
Это фильмы, ведущие зрителя по этапам карьеры боксера с самых ранних периодов. По своей информационной сути это то же самое, что прочитать статью об Али в английской версии Википедии: в провинциальном американском городке жил-был мальчик Кассиус Клей-младший, который стал великим боксёром... В биографии Мохаммеда Али много интересного. Переход в ислам, знакомство с The Beatles, турне по СССР, борьба за права чернокожих и золотая медаль Олимпийских игр, которую Али, по легенде, утопил в реке после того, как его «попросили» из бара, где обслуживали только белых...
Для некоторых гораздо более любопытным опытом станет фильм-лауреат Оскара «Когда мы были королями» (1997) — подробный рассказ о самом главном бое в жизни Али, поединке 1974 года против соперника всей его жизни — Джорджа Формана — в Киншасе. Журналисты назвали это противостояние «Грохотом в джунглях».
Недавний же фильм «Я — Али» — совсем другой. Там больше внимания уделяется отношениям чемпиона с прекрасным полом и семьей в целом.
Во-вторых. Кино про Али с ним же в главной роли
Говоря о наследии Мохаммеда Али в игровом кино, самым очевидным примером, по идее, должен стать «Величайший», фильм, снятый по автобиографии боксера с ним же в главной роли. Тем обиднее от того, что затея эта не имела особого успеха и фильм быстро забыли.
С тех пор Али лишь однажды появился на экране в чужом образе. Телепостановка «Дорога свободы», в которой чемпион сыграл роль бывшего раба и сенатора в период Гражданской войны, стала его последним актерским опытом.
В-третьих. Голливудские эпики про Али
Что касается территории голливудских биографических эпиков, то здесь Уилл Смит так и останется единственным человеком на планете, которого Али лично попросил сыграть себя. «Ты почти такой же симпатяга» – говорил Величайший до последнего сомневающемуся актеру. Фильм 2001 года «Али», срежиссированный современным классиком Майклом Манном, не всем критикам пришелся по вкусу, но в одном мнения совпадали: образ великого чемпиона удался Смиту пугающе достоверно.
Есть еще один якобы вымышленный персонаж, которого не существовало бы, не будь на свете Мохаммеда Али. На церемонии вручения Оскаров в 1977 году новоиспеченная звезда по имени Сильвестр Сталлоне, обязанный своей знаменитостью фильму «Рокки», зачитывал на сцене имена номинантов, когда из-за кулис вышел «возмущенный» Али с претензиями, что персонаж Аполло Крид полностью списан с него самого. В тот же вечер «Рокки» получил Оскар за лучший фильм.
В-четвертых. Песни и памятные фото
Величие этого человека воистину всеобъемлюще. Его харизмы было достаточно, чтобы каждый житель Земли чувствовал себя в безопасности, пока он жив.
Отсюда и кавер на прекрасную песню Бена Кинга «Stand by Me» в исполнении самого Мохаммеда Али: