Ли Харви Освальд
Убийца американского президента жил в Минске и работал на заводе «Горизонт». Гордиться этим фактом у белорусов никак не получается. Чтобы не страдать морально, мы делаем то, что обычно делает мать маньяка, который мучает котиков в комнате за стеной – стараемся не замечать. Не помнить, не видеть, не знать. Логика понятна: музей убийства Кеннеди в минской квартирке Ли Харви на улице Коммунистическая не сделаешь, и тому есть как минимум три причины: во-первых, Минск – не Даллас, во-вторых, кто такой этот ваш Кеннеди, в третьих, неудобненько как-то – еще предложите музей пыток КГБ возле памятника Дзержинскому. Хотя, положа руку на сердце, до сих пор не ясно: почему никто не догадался продавать в переходе у метро «Площадь Победы» майки с Ли Харви Освальдом, хотя бы для туристов?
Фашисты
Отживший монстр и забытый детский страх, внушающий современному белорусу безотчетное чувство удивления. Фашисты не заставляли нас страдать последние 75 лет, но на памяти о древнем страдании построена вся внутренняя и внешняя политика государства. За неимением реального врага, одна часть белорусов присваивает название «фашисты» тем, кто не имеет никакого отношения к фашизму, крайне правому политическому движению и соответствующей ему форме правления диктаторского типа. Вторая часть страдает от несправедливо присвоенной характеристики и пытается всеми силами оправдаться. Вспомним блогера Андрея Коровайко, которому в мае прошлого года, после осуждения действий России в Крыму, пришлось признаться в том, что он был алкоголиком, католиком, буддистом и бисексуалом, и ничего его из списка не беспокоило, пока соотечественники не обозвали его «фашистом».
Лаврентий Цанава
Нарком внутренних дел БССР и министр госбезопасности, близкий друг и крестный сын Берии, от которого страдали минчане в 50-е годы прошлого века. По его приказу в Минске убили театрального режиссера Соломона Михоэлса – вывезли за город, раздавили грузовиком и подбросили на ещё не проснувшуюся улицу недалеко от стадиона «Динамо». На даче Цанавы, куда он, по легенде, уводил с джазовых концертов Эдди Рознера симпатичных девушек, не так давно предлагали открыть музей зверств коммунистического строя. Но дачу оперативно снесли. А вот «башня Цанавы» осталась – это надстройка с огромными окнами на крыше здания КГБ. По легенде, кровожадный министр поднимался туда, чтобы смотреть футбол – он был страстным болельщиком. Как и многие палачи того времени, арестован после смерти Сталина. Умер в тюрьме, не дождавшись расстрела.
Москаль
Этностереотип, делающий больно белорусу тремя вещами: 1) снисходительным отношением к целой нации как к младшему брату-дебилу; 2) упорной и намеренной артикуляцией «Белоруссия», несуществующего государства, название которого ему, москалю, произносить милее в соответствие с грамматическими нормами; 3) стремлением поставить танкоподобную машину в Минске два парковочных места сразу. Хотя с конца 2014 года, после обвала российского рубля, московских туристов в Минске поубавилось, а сами минчане в Белокаменной первый раз чувствуют себя миллионерами-завоевателями. Особенно в кабаке, где наконец-то можно крикнуть официантке: «Несите всё, с первой по четвертую страницу меню!»
Милиционеры
Традиционно стражи порядка заставляют страдать воров, убийц, хулиганов и продавцов наркотиков. В Беларуси они заставляют страдать футбольных фанатов, которые ходят с историческим бело-красно-белым флагом, а также попрошаек в метро и матерей-одиночек, у которых власти отбирают детей. Все перечисленные социально опасные категории населения в милицейских сводках непременно матерятся и избивают людей в погонах. Даже мать-одиночка.
Во всех публикациях о белорусских милиционерах, заставляющих страдать заведомо слабого и безоружного нарушителя, есть одно общее – народ, который выступает на стороне обиженного, готовый дать отпор очевидной несправедливости.
И это главное. А не то, что после скандалов говорят в свое оправдание различные силовые ведомства. Ведь по их версии матери-одиночки пьяны, инвалиды симулируют, а фанаты б-ч-б нецензурно выражаются.
Граф Муравьёв-вешатель
Злой гений, истребивший в XIX веке лучших людей Беларуси. Подавил два восстания: в 1830-31 и в 1863-64 годах. В 1863 году под властью Михаила Муравьёва оказалась почти вся территория современной Беларуси. Он управлял Гродненской, Виленской, Минской, Витебской и Могилёвской губерниями. Муравьёв был убеждён, что чем жёстче он возьмётся за восстание Калиновского, тем скорее его подавит. Для устрашения повстанцев и их сторонников губернатор прибег к публичным казням. За два года по его приказу повешено 128 человек. Ещё 10 тысяч шляхичей, восставших против насильственной русификации, отправились в ссылку. За свои подвиги Муравьёв получил графский титул и приставку «Виленский» к фамилии.
Эрик Робертс
Голливудский актер и кровный брат Джулии Робертс, одним своим видом внушающий страдание за пять миллионов потраченных впустую долларов. Фильм «Мы, братья» - крепкая категория «Б»: запутанный сюжет, идиотские диалоги, отсутствием вкуса и стиля у художника-постановщика. Лучше бы бюджет отдали тому же Андрею Курейчику, а он в свою очередь, купил за миллион долларов секунду экранного времени у Леонардо Ди Каприо – чтобы было чем украсить постеры для первого национального белорусского блокбастера.
Евреи
Евреям приписывают десятки разных способов, как сделать белорусам (и не только им) больно и неудобно. От всемирного теневого заговора и международного шпионажа до глупого суеверия о потреблении в пищу крови христианских младенцев. И вот ещё это, хрестоматийное: «Ты, сволочь, что, специально побрился и пиджак надел? Думаешь, лучше меня? А ну иди сюда, морда ж…» Нужно ли говорить, что ни один из этих способов не имеет под собой реальных оснований? Евреи не специально.
Просто если еврейский мальчик играет на скрипочке, то он играет на скрипочке лучше всех. А если у еврейской мамы есть еврейский мальчик, то она любит его так сильно и безоговорочно, как способна любить только еврейская мама.
Вместо того, чтобы делать с евреями гешефт, дополняя свои фирменные усидчивость и талерантность их живостью ума (и за это, как писал Игорь Губерман, на еврея найдётся судья), белорусы молча завидуют. Или не молча. Всегда приятно обвинить кого-нибудь в своих неудачах. В конечном итоге больше всех страдают, конечно же, евреи.
Феликс Дзержинский
Идейный вдохновитель советского репрессивного аппарата, заставляющего белорусов страдать до сих пор. Родился Железный Феликс в 15 км от белорусского Ивенца, воспитывался в ненависти к москалям, стал профессиональным революционером, грабил, убивал и приказывал убивать. В СССР старания Феликса Эдмундовича оценили по достоинству – он занимал руководящие посты в партии. После смерти (случившейся, кстати, от нервного срыва из-за того, что кругом враги) фамилией Дзержинского названы десятки объектов, в том числе – райцентр в Минской области и проспект в Минске. В центре белорусской столицы, напротив КГБ, до сих пор стоит скверик с бюстом первого чекиста. В 2000-е там любили собираться панки и прочие неформалы. Наверное, из духа противоречия. Но это безобразие быстро прекратили. Скверик заковали в камень. А после и вообще запретили пить в общественных местах.
Том Йорк
Лидер Radiohead заставляет нас страдать тем фактом, что никогда не приедет в Беларусь. Всё просто. Когда Radiohead планируют какой-нибудь очередной тур, они открывают iTunes и смотрят, сколько их треков куплено в разных странах. Видя напротив Беларуси неизбывный ноль, они понимают, что фанатов у них тут нет. Ехать, соответственно, незачем. Кто бы объяснил Тому и компании, что в местных широтах артисты не зарабатывают продажами альбомов? Кто бы рассказал ему про чёс Александра Солодухи по городам и весям, про три подряд концерта в Сморгони! Мигом бы примчался. Или есть запасной вариант: кто бы объяснил руководству Wagraming.net, что Radiohead – это круто? Правда, если еще одна причина страданий – политический строй, который Тому не нравится. Так что может и Wagraming не поможет.
Дизайнер Надежда Короткина
Автор социальной рекламы МЧС против курения в постели и купания в нетрезвом виде заставляет страдать наше чувство прекрасного. Во первых, шрифты. На одном плакате – три разных вида четырех цветов: «Божьи коровки не курят в кроватке. Долго живут, и у них все в порядке». Во-вторых, картинки из фотошопа. Например, лежащая на спине жаба, реалистичная, а потому, видимо, умирающая. Не менее важна подпись: «Каждая жабка солнышку рада. Выпил немножко? В водичку не надо». Автор плаката – педагог Академии искусств Надежда Короткина, которая до начала работы с МЧС открывала выставку «Гормон счастья» в галерее «Мастацтва». «В белорусской культуре появился творец уровня Маяковского. Художник, сопоставимый с Дюшаном», – иронизировал по поводу творчества Надежды белорусский писатель Виктор Мартинович.
Группа Rammstein
В 2010 году с ее выступления в «Минск-Арене», где до этого проходили только спортивные мероприятия, начала рушиться «хрупкая белорусская государственность». Перед концертом группа заставляла страдать общественный совет по нравственности, который обвинял немцев в пропаганде «гомосексуализма, мазохизма, жестокости, насилия и непристойной брани». «На концертах группы зачастую вживую демонстрируются акты совокупления, семяизвержение и подражание нацистам», — заявил председатель совета Николай Чергинец. Запретить концерт не удалось, а вот шуток, мемов и хохм Совет по нравственности отгреб на ближайшие пять лет.
Так что если «хрупкая государственнность» разрушится окончательно – вам есть, кого винить. Фанаты с нетерпением ждут второго приезда группы Rammstein в Минск.
Николай Чергинец
Недавно проявил себя с хорошей стороны – поздравил Светлану Алексиевич с получением Нобелевской премии. Но скажите об этом собственным детям, которые вынуждены изучать его произведения в школе. Лучше бы наших детей заставляли страдать Быков и Сыс. Или та же Алексиевич, о возвращении книг которой в школьную программу объявили сразу же после присуждения Нобеля (кстати, сам факт вручения премии расколол нацию надвое, заставив половину белорусов страдать от зависти и ревности). Как глава совета по нравственности, Чергинец долгое время заставлял скрежетать зубами любителей альтернативной музыки (помимо Rammstein, под угрозой запрета был и Мерелин Мэнсон). Но про эту ипостась писателя и сенатора давно ничего не слышно.
Андерс Брейвик
В 2005 году будущий норвежский террорист Андерс Брейвик познакомился на сайте знакомств, «обеспечивающих контакт восточноевропейских женщин и западных мужчин», с белорусской женщиной Наташей. Или Надей – норвежские журналисты до конца не могут определиться с именем. Возможно, женщин было две. Тем хуже для белоруса – давайте страдать от факта того, что наши женщины могут спать с маньяками-убийцами с целью выезда на ПМЖ в Норвегию. Правда, Наташу-Надю Брейвик бросил. После посещения нескольких ресторанов в Осло, Андерс заподозрил подругу в меркантильности, и отношения их прекратились. Через некоторое время после трагической любовной истории Андерс расстрелял 77 человек в молодежном лагере правящей Норвежской рабочей партии и был осужден на 21 год тюрьмы с возможностью неограниченного продления срока. Условия, в которых содержится Брейвик – отдельная тема для страданий.
Геи
В обществе идут споры, передается ли сексуальная ориентация по генетическому коду, или же влечение к своему полу можно привить неправильным воспитанием. То есть, нормальный ребенок, единожды увидевший, что мальчик любит мальчика, сразу идет по стопам гомосексуализма – так считают белорусы, которых геи заставляют страдать. Все остальные уверены, что гнобить человека за сексуальную ориентацию – дремучий предрассудок. Если этого не делать, можно хотя бы прожить дольше, в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Цмок
Говорят, белорусские цмоки, в отличие от европейских драконов, не враждебны к человеку. Это в корне не верно. Самый известный цмок жил в Минске на горе, где сейчас стоит кинотеатр «Беларусь». Дракон каждый год жрал по красавице которую приносили ему в жертву местные жители, пока не нашелся богатырь, который убил этого цмока, чтобы жениться на девушке. Раненый цмок уполз по улице Мельникайте вниз и утонул в Свислочи, где еще долго по весне, когда мелела река, можно было видеть его скелет, как на плакате к фильму «Левиафан». Именно такую легенду о цмоке рассказывает историк Сергей Харевский. Сегодня белорусские девушки продолжают страдать от развратного цмока, который чаще всего приезжает в наши края из Италии или Турции и высматривает себе жертву в ночных клубах или просто на улицах Минска. И каждая белорусская красавица втайне ждет местного богатыря, который протащит похабника за остатки волос по Мельникайте и утопит в Свислочи.