Первый раз про день святого Патрика в Минске я узнала в 2008 году. В только что открытом тогда News Cafe красавец-бармен сделал мне капучино с трилистником. «Так 17 марта же, ирландцы празднуют», – презентовал он свою нехитрую работу. Поскольку все, что было связано с News Cafe, было дико модно, стало казаться, что все продвинутые минчане отмечают день в зелёных гетрах с банкой пива и рисунком трилистника на щеке. Отчасти это так. Если зайти 17 марта в пабы вроде «Клевера» или «Гвоздя», можно почувствовать дух пивного праздника. Точно так же пивные бренды справляют осенью «Октоберфест», заплетая пышным блондинкам косы и наряжая в юбки покороче.
У среднестатистического белоруса День Святого Патрика вызывает чуть больше чувств, чем праздник Божоле, французское гулянье в честь прихода нового вина, но меньше, чем День Святого Валентина и Хэллоуин. Почему так? Дело в простоте ритуала. Если в случае с Францией нужно лишь напиться вина и кричать в серое минское небо третьего четверга ноября: «Божоле прибыло!», что для белоруса не несет никакой сакральной ценности, то у Дня Патрика правила логичней. Нужно пить пиво, нарядившись в зеленое. Поскольку Маскарад стал брендом Беларуси, переодевания здорово спасают. Возьмите для примера Хэллоуин, где игровой момент еще шире: можно раскраситься в труп проститутки или поиграть в копа Рика из Walking Dead – 31 октября улицы Минска полны нечисти. К сожалению, зелёных человечков у нас меньше. Почему? День Святого Патрика не попсовый. На нем сложно зарабатывать кому-то кроме тех, кто производит пиво, ирландский виски Tullamore D.E.W и зеленые шляпы. На Днях Святого Валентина могут зарабатывать все: начиная от производителей косметики и заканчивая ювелирами с сезонной распродажей обручальных колец.
Весь Китай мастерит плюшевый реквизит, которым заполняются магазины и киоски на постсоветском пространстве. День Святого Патрика ставит китайцев, изготовляющих сувенирную продукцию, в тупик. Потенциальному ирландцу лучше всего дарить полиэтиленовый пакетик с четырьмя баночками Guinness – маска зомби и пламенное сердце не пройдёт. Хотя… Один яркий любовный момент в жизни покровителя Ирландии все же был.
Почему Святой Патрик отказал Бригитте в нежности
В пятом веке нашей эры по Святому Патрику вздыхала Святая Бригитта Ирландская. Служитель не обращал на неё внимания, и тогда монахиня задала ему вопрос: «Почему в этом мире все решают мужчины? Они делают предложение руки и сердца, а женщина может только ждать, и прождёт вечно». Святой Патрик решил, что претензия справедлива, и назначил указом день 29 февраля, когда раз в четыре года любая женщина может предложить жениться на ней любому понравившемуся мужчине. Если он мудак и откажет – должен будет уплатить государству штраф. Несмотря на эту крайнюю меру, репутация Патрика стерильна: никто не говорит про святого, что он на самом деле гей, как про Святого Валентина, и что его личный праздник порочит православную церковь, как каждый год случатся с Хэллоуином. Популярные буржуазные праздники в силу ментальности вызывают в славянах тонны негатива, разоблачений и китайских поделок, а со Святым Патриком – одна сплошная стерильность и элитарность. Любопытно, что сам Патрик все же отверг предложение Бригитты. Он остался концентрированной вещью в себе, тихим просветленным пьяницей, таким символом праздника для своих.
Собственно, 17 марта – день его смерти. То есть пьем мы по сути за упокой Святого Патрика.
Понятно, что с истинным размахом это делают лишь те, кто имеет отношение к Ирландии. Америка празднует День Патрика по той причине, что сюда эмигрировали миллионы ирландцев (в Чикаго на День Святого Патрика даже реку красят в зеленый цвет).
Празднуют и Австралия, и Германия, и Япония – пожалуй, день Патрика можно назвать одним из лучших примеров пиара своей страны. Причём не только для граждан одной крови, как в случае с Ханукой, а вообще для всех. Как повод шумно красиво бухнуть, почувствовав себя ирландцем.
Что касается Ирландии, то там можно выпить хоть в церкви – лично я видела 500-летний паб в одном из храмов. Может, это было единственно верным способом заманить население к Богу? Он хороший парень, всегда нальёт стаканчик.
Перенимать буржуазные праздники – весело
Если есть желание быть ближе ко всему демократичному, веселому и разухабистому, можно пойти еще дальше: перенять с британских островов Неделю Гая Фокса. Начиная с 5 ноября британцы жгут на улицах костры и пускают фейерверки. В отличие от Патрика, Гай Фокс – далеко не святой. Он был одним из заговорщиков-католиков, которые хотели взорвать лютеранский парламент, натаскав туда взрывчатки. Если бы им удалось это сделать, на воздух взлетел бы весь квартал. Но взрыва не было. Знаете, почему? Другом одного из заговорщиков был человек из Парламента, который раскрыл замысел, и Фокса казнили. А жители стали праздновать своё спасение. И празднуют каждый год до сих пор. Помните серию в «Шерлоке», где доктора Ватсона засунули в костёр – вот это Неделя Гая Фокса и есть. Искренняя радость простого британца, что тонна взрывчатки не взлетела на воздух. Любопытно, что в нашей традиции Гай Фокс является символом бунтарского духа. А для англичан его образ – вроде чучела Масленицы, которое нужно весело спалить, чтобы счастливо жить весь следующий год. Изначально Неделя Гая Фокса носила антикатолический характер, но политкорректность сделала своё дело, и сегодня британцы просто устраивают фаершоу, напевая веселую песню о том, как «хорошего парня Гая Фокса сожгли». Ну, а маска Гая Фокса, которая стала символом движения против алчности корпораций после выхода фильма «V значит Вендетта», – это немного другая история.
На День Святого Патрика лично я не буду наряжаться в зеленое. У меня по такому случаю есть прекрасные полосатые гольфы, купленные в аэропорту Дублина. Сам Патрик велел надеть их 17 марта в какой-нибудь белорусский паб под домом. Ну а как иначе?