Секс в Сухарево: «Это все страсть»
В середине июля интернет облетел фотоснимок, на котором двое молодых людей занимаются сексом на улице. Оказалось, это происходило в Сухарево на улице Скрипникова. Через пару дней милиция пустила пыль в глаза, что это фейк — все поверили. А через месяц канал «Беларусь-1» внезапно показал «скандально-разоблачительный» репортаж о том, что 19-летнего парня и 17-летнюю девушку, «позирующих» на фото, задержали.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 339: «Хулиганство, совершенное группой лиц» (кажется, секс так неэротично никогда не называли). Журналисты нашли парня и спросили о мотивах поступка, на что тот ответил: «Это все страсть, знаете. Мы начали целоваться — и все. Страсть. Уже было не остановиться. Там же не было людей совсем, пусто». И парня, и девушку суд приговорил к одному году лишения свободы с отсрочкой на год и ста часам общественных работ. В тюрьму ни парень, ни девушка не сядут, если за год не «накосячат» и будут соблюдать установленные ограничения. Например, им надо постоянно отчитываться перед инспекцией, нельзя ходить в общественные места после определенного времени. Тогда наказание будет считаться исполненным.
Как 17-летний подросток «избил» ОМОНовца
В июле 17-летний Александр Харута с другом-ровесником пил водку у водохранилища Дрозды. Парней заметили ОМОНовцы: задержали и посадили в автозак, чтобы отвезти в отделение милиции. В автозаке и произошел «конфликт». По словам Александра, у него потемнело в глазах и закололо сердце. Когда он встал, машину тряхнуло – парень упал на сотрудника ОМОНа, Олега Шарко, случайно попав рукой по губе. У ОМОНа версия другая: парень намеренно встал и «нанес удар со всей силы», крича «Вали мусоров!» После, по словам подростков, ОМОНовцы повалили их на землю, стали избивать, помочились (!) ребятам на голову и угрожали изнасиловать. Родители отвезли детей «снимать побои»: эксперты, кроме повреждений, нашли остатки мочи в волосах. Якобы избитый ОМОНовец Олег Шарко, в свою очередь, тоже «снял побои» и подал заявление на Александра Харуту за избиение. Государство не стало выяснить, что произошло на самом деле, а тем более, извиняться за поведение ОМОНовцев, и заняло позицию «сам виноват». В итоге 17-летнего подростка признали в «нападении» на Олега Шарко, который раза в два шире парня, и дали два года домашней «химии». К слову, еще до суда Шарко уволился из органов. А по его профилю «вконтакте» выяснилось, что он увлекался неонацизмом: на странице было видео на тему Чечни и «Руси», а в комментарии к одному из них написано «1488» - это цифровая аббревиатура неонацистов.
В 25-летие распада СССР в Минске появился новый «Ленин»
В год 25-летия распада СССР в сквере возле МТЗ появился памятник Ленину. Вернее, его вынесли из внутреннего дворика завода: «по просьбе ветеранов и коммунистов, которые жаловались, что на «праздник» некуда носить цветы. «Ленин» стоял на этом месте в советское время. Памятник открывали торжественно 7 ноября – на «празднике» собрались коммунисты, пенсионеры и БРСМ-щики. Трое активистов попытались сорвать открытие: вышли из толпы участников и начали кричать «Ганьба!» В ответ коммунисты начали скандировать: «Мир, партия, комсомол!»
Как парень угрожал спрыгнуть с подъемного крана, если ему не выплатят зарплату
В апреле 25-летний мужчина влез на подъёмный кран на стройке стадиона «Динамо» и угрожал спрыгнуть, если ему не выплатят зарплату. Кроме того, он требовал вызвать репортёров с телевидения и крупных чиновников, но милиция оцепила площадку, где стоял кран, и никого не пускала. Мужчина приехал в столицу из Витебска, где работал отделочником. Зарплату ему не платили уже несколько месяцев – предприятие должно было ему десятки миллионов неденоминированных рублей (в «новых» деньгах – тысячи).
Мужчина провел наверху больше пяти часов, и только вечером спустился – к нему тут же подошли люди в рабочей форме, взяли под руки и посадили в белый микроавтобус. Кто это был, неизвестно. Вероятно, милиционеры в штатском. Мужчина еле шел – судя по всему, от пятичасового пребывания наверху он изрядно замерз.
От 5 до 12 лет тюрьмы за наркотики
2016 год – это год огромных сроков за наркотики. За марихуану посадили известных беларусов: актера Купаловского театра Артема Бородича (5 лет колонии), солиста группы Botanic Project Клима Моложавого (9 лет лишения свободы) – задержали «экстремального» парикмахера Пашу Фашиста. За 1,5 таблетки экстази 12 лет колонии дали 25-летней беларуске – девушка пыталась провезти ее с Кипра, спрятав в чемодане в носках. Ее обвинили в контрабанде и незаконной перевозке и хранении особо опасного вещества с целью сбыта. Причина таких больших сроков за наркотики (в некоторых случаях они больше, чем за убийство) – декрет об усилении мер по борьбе с наркотиками, принятый в 2014 году. После принятия декрета были внесены поправки в Уголовный кодекс – и увеличились сроки.
Школьников принудительно отправили «на картошку» – произошла трагедия
В конце сентября в Молодечно случилась трагедия: во время уборки картофеля под колесами грузовика погибла 13-летняя школьница. У девочки были проблемы со слухом, и она не слышала ни как к ней приближался грузовик, ни как кричали другие школьники. Родители подали в суд – в процессе вскрылось много подробностей. Например, приказ школы о направлении детей «на картошку» оформили задним числом, а вместо учеников восьмых классов должны были ехать ученики десятых. По беларускому законодательству, организации не имеют права нанимать на работу детей младше 14 лет. Директор «Восход-Агро» (предприятие, для которого собирали картошку) Александр Жигаренко попросил райисполком отправить людей собирать картошку, но не знал, что чиновники пришлют школьников. Кроме того, педагоги сами собирали деньги на похороны девочки, потому что чиновники перекладывают ответственность за случившееся на подчиненных из школы. «Козлом отпущения» оказался водитель – 22-летний Павел Цыбин. Ему дали три года «химии» и отпустили из зала суда. «Я полностью признаю свою вину и хочу попросить у родителей прощения. Мне с этим грузом всю жизнь ходить. Я знаю, девочку не вернешь...», — заявил водитель во время одного из судебных заседаний.
Как 11 безработных 5 часов топтали землю
Летом безработный житель Брестской области по имени Владислав рассказал «Онлайнеру» веселую историю об общественных работах для тех, кто состоит на учёте в службе занятости. Состоя на учёте как безработный, Владислав каждый месяц должен был отрабатывать один день на оплачиваемых общественных работах. В июле его и других безработных отправили в соседний колхоз для помощи в посадке саженцев. Там им предложили странное занятие: топтать ногами землю. «К нам подошел мужчина, какой-то руководитель из этого хозяйства, и провел нас к теплице.
Говорит что-то вроде: работа смешная, но нужная, необходимо уплотнить грунт. Ну, думают все, сейчас дадут какую трамбовку или что-то наподобие катка какого, и будем уплотнять, в теплицу не заходят. А он говорит, заходите и топчите землю ногами», — рассказывал Владислав. Он отмечал, что безработных не принуждали это делать, но все 11 человек остались и топтали землю в двух теплицах с девяти утра до двух часов дня (напоминает «от забора и до обеда»). После всех безработных отвезли домой.
Подросток с бензопилой в ТЦ «Европа»
8 октября в торговом центре «Европа» молодой человек с бензопилой и топором напал на людей. Погибла 43-летняя женщина и две получили ранения. Для беларусов, которые видят новости о нападениях в многолюдных местах только по телевизору, это было шоком. Напавшим оказался 17-летний подросток – его задержали на месте. Позже стали выясняться подробности: подросток учился в университете МИТСО, был нелюдим, рос в обеспеченной семье, но жил отдельно от родителей. По словам правоохранительных органов, мотивом преступления могло быть разочарование в себе, отвращение к человечеству и депрессивное настроение (однако точный мотив озвучат только после оглашения приговора). Нападавший хотел убить как можно больше людей и желал сам быть убитым при задержании. Подростка признали вменяемым: он полностью отдавал отчет своим действиям. Ему грозит максимум 12 лет в колонии общего режима, потому что был еще несовершеннолетним, когда совершал преступление.
Как Ecolines высадил 16-летнюю минчанку на окраине Праги
Девять вечера, окраина Праги. 16-летнюю минчанку Диану Кочергину только что высадили из автобуса Ecolines. Девушка осталась одна в чужой стране и без денег. На осенние каникулы родители приготовили дочери сюрприз — недельную поездку к подруге в Чехию. Туда и обратно она путешествовала на автобусе Ecolines. На обратном пути, едва автобус тронулся, проводница автобуса решила перепроверить паспорт Дианы, но не нашла в нем «шенген» — у Дианы в паспорте много виз. Девушка растерялась и не показала проводнице нужную страницу самостоятельно – в итоге ее высадили. В Минск Диана вернулась только в воскресенье вечером: подвезли друзья пражской подруги, которые ехали в Беларусь. Мать Дианы Тамара Гуща отнесла жалобу в минский офис Ecolines. В итоге представители компании извинились перед девушкой и сообщили: стюардесса, которая сняла девушку с рейса, отстранена от работы. Кроме того, 15-летней Диане пообещали вернуть деньги за билет (около 100 рублей) и возместить моральную компенсацию в 500 евро.
Суд Антона Мотолько против «БТ»
За эпопеей с участием фотографа Антона Мотолько и «Белтелерадиокомпании» мы следили почти полгода. Мотолько подал на БТ в суд: телевизионщики позаимствовали его фото северного сияния для сюжета, не попросив разрешения и даже не указав авторства. Возмущенный Мотолько написал письмо Белтелерадиокомпании. Руководитель БТ Геннадий Давыдько ответил, что разрешения на публикацию фото просить не надо было. Антон подал в суд и потребовал от БТ выплатить 20 базовых величин (больше 2000 рублей). Но потом передумал и попросил один неденоминированный рубль (после деноминации – одну копейку), чтобы «напомнить, что воровать снимки — нехорошо». Представитель БТ настаивал, что изображения на обсуждаемых фото не являются «результатом творческой задумки» Антона Мотолько, так как северное сияние создано природой. Это подтвердил эксперт Андрей Чупринский. Верховный суд встал на сторону «Белтелерадиокомпании» и отклонил иск Антона Мотолько. Кроме того, Мотолько обязан был заплатить за экспертизу Андрею Чупринскому 89 рублей 40 копеек. Этот суд стал прецедентом в беларуском праве, потому что поднимал два вопроса. Во-первых, распространяется ли авторское право на фото, выложенные в интернете, во-вторых, являются ли оно произведением искусства. Мы в очередной раз убедились: если ты представляешь государственную компанию или орган, то не так важно, как работают законы.