Для ответов на эти вопросы я обратился к российским глянцевым журналам. Последние ориентированы на обеспеченную и нередко просвещённую публику, тогда как наши неглянцевые обслуживают менее «качественную» аудиторию. Например, российское издание французского Psychologies (ноябрь 2015) утверждает, что 63.7% его читателей имеют высшее образование, но в нём за 10 лет было рецензий на 3569 книг. Из статьи «Я выбираю свободу?» очевидно, что его аудитория – это «русские европейцы», которых, к сожалению, не более 22% в РФ. Правда, в Германии по социологу Герхарду Шульце «Среда самореализации» также составляет не более 22% от всего населения. Но в отличие от России это сообщество доминирует в СМИ и определяет вкусы в эпоху глобализации.
Что эта за группа? Это образованная, обеспеченная, активная и мобильная молодёжь, чьё появление как социального класса обязано студенческим протестам, сексуальной революции и рок-н-роллу. «Помимо независимости, у молодежи, начиная с пятидесятых годов появляется своя собственная культура. Это уже не прежняя, социосемейная, а интернациональная культура «современности, лишенной корней» …
Обособляясь от взрослых, они изобретают свой собственный язык – «обалденный», «классный», «шикарный», «нехилый», а также свой «дресс-код», предполагающий футболку, джинсы и даже мини-юбку, пришедшую в 1965 году из «свингующего Лондона» (Ф. Каста-Розас «История флирта»).
Жизнь этого класса формируют как эстетика высокой культуры, так и настоящего драйва (Spannungsschema), как семантика спонтанности, так и комплексный (научный) стиль мышления. Для нестарых характерны стремление к оригинальности (главное – это жить своей жизнью), забота о своём теле и духе, потребность быть провокативным нарушителем покоя и жажда перемен и экспериментов, в том числе и во внешнем виде, например, как показано в клипе Пинк «U + Ur Hand».
Классовыми врагами для творческой молодёжи являются «примитивные варвары» (необразованная молодёжь из «среды развлечений», а также гопники, колхозники и тп) и «нормальные и скучные» (обеспеченные обыватели, провинциалы, небогатые пенсионеры) в приличных (серых) дресс-кодах и с идеалами тихого спокойного счастья. В каких же луках (looks) выражается философия креативного класса, если воспользоваться терминологией глянца?
1) Европейская интеллектуальная прелесть
Прежде всего, креативщикам нужны отличительные дресс-коды. Glamour предлагает отличницам стиль «печать интеллекта» (одежда «с небывалыми цветами, фломастерными штрихами и картинами художников-моралистов», жаккардовая юбка, кольца из золота с розовыми сапфирами) и образ «зачёт автоматом»: шелковая блузка, клетчатая юбка с кожаными ремнями, слиперы из кожи и бархата. Ещё мы знаем из фильма «Как выйти замуж за миллионера», что главной вещью для умниц являются очки, которые женщине всегда придают «интересное отличие».
Сегодня сексуальное возбуждение вызывают блондинки в очках в чёрной оправе. Как только Пенни из «Теории большого взрыва» воспользовалась этим фетишем и сказала слово «молекулы», Леонард сразу потащил её в спальню, собираясь оставить на ней лишь эти очки и сапожки.
В «Cosmopolitan психология» (май 2013) показано, как можно быть постсоветской «девочкой из интеллигентной семьи»: ахматовская шаль, чеховские броши-камеи, винтажное платье и высокие ботинки бунинских гимназисток. Правда, всё же не получится выделиться на фоне дурёх и дурынд, так как последние просто копируют прикиды творческой молодёжи вместо того, чтобы использовать свои дресс-коды: «я – троечница и я приду к вам на экзамен» и «я – двоечница и я готова пересдать».
2) Дерзкая хулиганка и конструктивная анархистка
По Шульце культура среды самореализации основана на оппозиции к истеблишменту, то есть к нормам родителей-буржуев прошлого века или к «совкам» по-нашему. Эту новую эстетику создавали, например, рокеры и металлисты, которые в 70-х стали краситься, а под влиянием Judas Priest (их вокалист потом признался в гомосексуализме) носить обтягивающие кожаные штанишки, косухи с цепями и другие вещи из магазинов для геев и трансвеститов.
Сегодня российский глянец заявляет: «Курт Кобейн умер, но дело его живёт» и рекламирует дресс-коды «весь этот гранж» и «ушла в нирвану»: рваные джинсы, дранные колготки, грубые ботинки. Огромные шапки, клетчатый трикотаж, кожаные куртки (а зимой бунтаркам нужно носить объемные шубы в неоновых расцветов), колье с шипами или украшения из булавок. Другой популярный тренд – это «на поле панки грохотали» по Glamour, который основан на нарушение всех стилистических норм: «брюки под платьем, бельё вместо одежды, джинсовка под кожанкой». Для крутых девчонок ещё важно иметь небрежную прическу панк-королевы Патти Смит. Поэтому такой совет – «вымойте голову, дайте волосам высохнуть самостоятельно, сбрызните их по всей длине текстурирующим спреем и выделите пальцами отдельные пряди».
Конечно, неформалки могут использовать имидж других крутых девчонок (Siouxsie Sioux, Joan Jett, Кортни Лав …), а самым смелым Cosmopolitan психология (июль-август 2014) предлагает носить просвечивающие платья и полупрозрачные блузки. Но не стоит забывать, что культурные креативщики не ограничиваются эстетикой протеста. Согласно философу А. Хоннету молодёжную культуру полностью выразил Боб Дилан. С одной стороны, это действительно отрицание прежних традиций и желание начать новую жизнь (отсюда песни с резким металлическим саундом). Но с другой, это осознание рисков обретённой свободы (одиночество, утрата смысла жизни) и стремление найти истинную дружбу и любовь (отсюда нежные лирические баллады). Поэтому маргиналки периодически превращаются в мягких и пушистых, чтобы творить добро в нашем мире.
В этой связи «Cosmopolitan психология» (сентябрь, декабрь 2013) советует женщинам носить зимой шубы из цветного меха (это превращает в «девушку-праздник»), объёмные тёплые пальто и прочие мягкие oversize вещи (тогда окружающее пространство становится «чуть более дружелюбным»). Joy (декабрь 2013) предлагает лук «сахарная вата» (наряды оттенков пастилы, зефира и жевательной резинки), а Glamour – «всё через пастель», чтобы следовать нравственной заповеди для молодёжи XXI века «Давайте будем нежнее друг с другом!». Настоящая революция – это не нигилистическое отрицание, а стремление подарить друг другу радость и счастье, что не смогли сделать наши предки.
3) Оставаться ребёнком и вечной студенткой
Историк Ф. Арьес заметил, что открытие детства как жизненной фазы произошло только в Новое время. Более того, в дальнейшем на Западе росло осознание превосходства детей над взрослыми, что видно по появлению «Приключения Тома Сойера» и «Пеппи Длинный чулок». Ведь дети – креативны, непосредственны, любознательны и энергичны. Поэтому в глянцевых журналах родителям советуют не только воспитывать детей, но и самим учиться у них. А трансакционный аналитик Э. Берн утверждает, что здоровый человек даёт возможность гармонично проявить себя не только таким субличностям как Взрослый и Родитель, но и внутреннему Ребёнку.
Неудивительно, что успешные женщины остаются милыми девчушками и «ёжиками в тумане»: с косичками бегают босяком за «кукарямбой» или носят одежду со зверушками, совами и мультяшными героями. Glamour рекомендует также лук «новая наивность»: «трогательные береты с помпоном, пуловеры со спущенными рукавами, шерстяные колготки, как у подготовишек в детском саду, и прочие «мимими».
Заодно в Новое время произошло и открытие юношества (Jugend) как такой стадии жизни, которой присущи вечные поиски и моральный идеализм. Поэтому психоаналитик Д. Винникоту пишет в «Игре и реальность»: «это просто замечательно, что подростки стали активными и высказывают своё мнение … Позвольте молодёжи переделывать, изменять общество, а старших научите видеть мир по-новому». Кроме того, жизнь человека из среды самореализации похожа на жизнь студента (Student-Sein), на того, кто не увяз в социальной системе и находится в постоянном развитии. Для этого необходимо наличие в гардеробе практичной одежды, чтобы всегда быть в пути.
Возможно, ещё креативщикам следует усвоить стиль «изящный академизм» по российскому Glamour: стиль преппи американских студентов прошлого века (дафлклот из шерсти и овчины, строгие сорочки, джемперы в ромбик, лоферы из лакированной кожи с металлическим декором.
4) Религиозная романтическая барышня
Счастливый человек – это верующий субъект, который помимо привычной рутины имеет опыт сакрального и божественного, из-за которого повседневность выворачивается наизнанку и открывается прекрасный (утопический) мир. Без этого человек впадает в депрессию, и поэтому наша банальная жизнь должна периодически прерываться дионисийскими оргиями и карнавалами. В эру капитализма согласно социологу Еве Иллуз банальным является труд в бюро, в котором от индивида требуются разумность, корпоративность, подавление эмоций, приличный внешний вид, телесная пассивность. Тогда логично, что нашей религией становится романтика и особенно романтическая любовь, благодаря которой, как мы знаем из «Титаника» (1997), человек обретает истинное спасение.
Вера в классического бога поддерживается в храмах, тогда как новой религии помогает индустрия развлечений: кино, концерты, спорт, рестораны со старинной мебелью и ретро-музыкой, парки и аттракционы на природе, туристические путешествия по романтическим и экзотическим местам. Именно в этих святых местах, как показано в клипе Мадонны «La Isla Bonita», становятся возможными интенсивные переживания, переход из скучного настоящего в мир приключений, детская непосредственность и подлинная («анти-институциональная») личность.
Каким образом новая духовность отражается на одежде? Возможны разные варианты. От послушных работниц можно отличаться с помощью образов «яркий спорт» (кепка, легинсы с чёрным лампасом или джинсы с заниженной талией) или косы «только что с постели», а также шортиков пижамного кроя или платьев-сорочек. Ещё Joy, Glamour и Marie Claire рекомендуется вернуть природу в каменные джунгли с помощью дресс-кодов «солнечный блик» (одежда с золотыми пайетками, ткань с эффектом «металлик», платье-футляр), «вся такая воздушная» (юбки из хлопкового кружева), «грин-light» (зелёное пончо или зелёный безразмерный пуловер), «танец волн» (голубое шёлковое платье), «хвост русалки» (одежда с пайетками, похожими на чешую рыбы), «сердце в горах» (твидовые жакеты и трикотажные кардиганы). Тем, кто хочет чего-то попроще, достаточно носить наряды с цветочными и животными принтами.
Другой вариант поклоняться романтическому богу – это выглядеть как цыганка и красавица из южных и восточных стран, которые (якобы) близки первозданной природе. Это достигается с помощью имиджей «моё племя» (стиль сафари, одежка с геометрическими принтами Африки, массивные украшения племени масаи), «все краски пустыни» (платок, завязанный в тюрбан, прозрачное платье), «да, азиаты мы» (шёлковый кейп или кимоно), «краса востока», «нежная скво», «хочу в Мексику» (очки с пистолетами на дужках, юбка с красочными полосками или платье макси с традиционным поясом), «подруга Гаучо», «дикая роза».
Интересно, что раньше беларусы для «культурных» соседей были благородными дикарями. Валер Булгаков в «Истории белорусского национализма» цитирует российского колонизатора: «Белоруссия, с её величественными Днепром и Двиной, с её дремучими лесами, с непроходимыми тундрами и болотами, – царство волков и коз, леших и русалок, царство ведьм и чаровниц». Этот опыт позволяет нам сегодня разнообразить романтическую моду «Born to be wild», предложив людям из развитых стран носить одежду с вышиванкой, а не только с экзотическими этническими принтами.
Ещё один способ прикоснуться к первоистокам – это освоить дресс-коды прошлых эпох и классических фильмов. Отсюда такие луки как «wild west» (джинсовые рубашки с ковбойскими сапогами), «богиня Эллады», «эпоха возрождения» (А-силуэты Кристиана Диора), «соблазнительный романтизм» (камзолы и высокие ботфорды на шнуровке), «тургеневская барышня» (в длинном летящем платье), стиль эсквайров из «Аббатство Даунтон» и «Шерлока Холмса», наряды Дэйзи из «Великого Гэтсби».
В XIX веке благодаря социологу О. Конту европейцы стали понимать свою историю как прогресс от аристократических обществ войны к индустриальным обществам мирного труда. Поэтому актуальными становятся дресс-коды «пикантный аристократизм» (изысканная наездница в зелёном шерстяном пальто, в красных брюки с баской и чёрных кожаных перчатках), колониальный стиль и стиль милитари «Война миров».
Это не оправдание неравенства и насилия, это просто «нескучный ретрошик».
Конечно, уходить от рационального настоящего можно не только в прошлое, но и в будущее, связанное с освоением космоса. Поэтому Glamour рекомендует образ «цвет далёких планет» (джинса с эффектом деграде, цыплячьи скинни, велосипедки, туфли на высоком каблуке). В «Иллюстрированной энциклопедии моды» отмечено, что такая футуристическая мода связана с желанием быть инопланетными гостями, которыми ранее производились с помощью костюмов из блестящих металлических и пластиковых материалов, очков в виде месяца и шлемов.
5) Использовать женскую диалектическую логику
Наши предки всё постигали согласно упрощённому закону тождества A=A и правилу взаимоисключающего «или-или». То есть если ты – мужчина, то ты должен обеспечивать семью и носить одежду тёмных цветов, а если ты – женщина, то должна забить на карьеру и носить яркую одежду. Всё очень просто: или разум или чувства, или мозги или красота, или работа или семья, или синее или розовое. Но в XIX веке философ Гегель сделал открытие, что жизнь состоит из противоречий и парадоксов и всем нужно жить по диалектическому принципу «и-и». Самое главное – это и разум и эмоции, и мозги и красота, и работа и семья, и синее и розовое.
Конечно, раньше понимали, что в человеке намешано огромное количество парадоксов, но осмысляли это по-мужски: между различными силами должна быть или война или господство и подчинение. Но современная психология признала правоту женской логики, основанной на уважении, компромиссе, постмодерной игре. Этот эпохальный поворот в культуре мы наблюдаем в XXI веке, когда умный человек хочет быть разнообразным, а не ограничивать себя чем-то одним. Например, если барышня успешна в бизнесе, то согласно прежней логике Аристотеля у неё должен быть всегда дресс-код «доминантный ген» (одежда из чёрной кожи). Но Cosmopolitan Психология (январь 2014) следует философии Гегеля и пишет: «нежный цветочный принт испокон веков выбирают сильные женщины. Говорить о власти одеждой им ни к чему».
В свою очередь Glamour (май 2014) замечает, что современные женщины научились ловко парковаться и убирать мужчин с топ-должностей, но всё это они делают в прекрасных платьях плиссе или на бретельках.
Образцом женской логики является актриса Ева Грин, которая для Psychologies заявляет: «Каждый должен пережить свой «fuck-off»-период. … у меня тогда хватило духу только на то, чтобы позаимствовать образ у Нины Хог, окраситься в радикально-черный цвет и освоить этакий вампирски-готский макияж. … Знаете, я ведь на самом деле блондинка. Причем во всем – я пуглива и несколько инфантильна». Другой калейдоскоп предлагает Women's Health: «Прилежный бунт. Сегодня – дерзкая хулиганка, а завтра – образец утончённого вкуса. Никогда не знаешь, куда тебя занесёт». Ещё по Glamour необходима такая концепция «смешения несмешиваемого» как «элегантный гранж» (носить грубую обувь с длинным шёлковым платьем), а вот на работе можно строгому дресс-коду (классические рубашки оксфорд) придать сексуальный вид с помощью броских украшений. Согласно же Joy в офис можно отправиться в розовом платье с прорезями на рукавах, только если оттенить его аксессуарами нейтрального цвета.
Таким образом, благодаря глянцевым журналам мы видим, как действительность становится разумной. А согласно доктору филологических наук Ольги Вайнштейн из Psychologies (март 2015) ещё больше разума можно найти в бьюти-блогах. Но, к сожалению, помимо действительности по Гегелю у нас есть ещё и реальность.
P.S. Для написания текста были просмотрены следующие журналы по стилям жизни: Cosmopolitan Shopping (07-08., 10.2013), Glamour (08.2012, 08, 09.2013, 05, 06. 2014), Elle (07.2013), Elle Girl (2013), Joy (07, 08, 10, 12.2013, 06, 08.2014), Marie Claire (07.2013, 08.2014), Women's Health (07, 08. 2013).