Белорусов постоянно тянет куда-то свалить, как только на пути встает преграда: сократили на работе, ввели очередной налог, температура поднялась до критических 39 градусов. Кажется, где угодно будет лучше, чем в Беларуси – удивительной стране с низким уровнем безработицы, социальной ориентированностью и «лучшим в мире» здравоохранением. Тем не менее, находятся причины, которые все-таки заставляют переезжать в Минск. С какими трудностями – особенно денежными – можно столкнуться в процессе, делятся россияне Ася Войтенко, Андрей, пожелавший скрыть свою фамилию, и витебчанин Сергей Рулев.
Ася Войтенко: «За такие деньги, как в Минске, я бы даже не пошла работать»
Асю в Минск потянуло не за головокружительной карьерой и даже не за тишиной и спокойствием, а по большой любви. «Мой молодой человек жил в Минске уже 4 года – сам родился в Светлогорске, в столицу уехал учиться. Я к нему переехала», – рассказывает девушка. «Периодически он приезжал в Россию, где мы и познакомились. Начали общаться, больше, конечно, в интернете, потому приезжал он на небольшие промежутки времени. В один прекрасный момент мы поняли, что дальше тянуть уже нельзя». К моменту переезда Ася уже закончила университет. Но в России поработать не успела: все время тратила на учебу в НГПУ ИРСО (Новосибирский государственный педагогический университет, Институт рекламы и связей с общественностью – прим. KYKY), получая специальность пиарщика. «Когда закончила вуз, приехала к маме в Красноярск, сказала, мол, люблю – жить не могу. Мама ответила, что палки в колеса ставить не будет и чтобы я ехала, если мне там хочется быть». В августе 2015-го девушка оказалась в Беларуси.
Сейчас Ася работает event-менеджером и получает $200 плюс проценты. На такие деньги снимать квартиру невозможно в принципе: молодые люди отдают за нее $240-250 вместе с коммуналкой.
«Довольно дорогой город», – комментирует Ася. Оплата съемного жилья лежит на плечах молодого человека. «Я вообще не представляю, как молодому специалисту, без партнера или друзей, снимать квартиру в Минске, – замечает девушка. – Это явно будет какая-то комната на первое время». Вся зарплата event-менеджера уходит на еду. В родном городе Ася могла бы тратить поменьше, а зарабатывать побольше. Девушка вспоминает: «Если рассматривать такую же вакансию event-менеджера в Новосибирске, то зарплаты, конечно, другие. Я не привыкла держать в голове курсы валют. Для меня было шоком, что здесь все в основном вращается вокруг доллара. Узнала, что зарплата моя в долларах: «Ну, ладно», – не понимала, сколько это. Потом начала переводить деньги в российские и оказалось, что это около 12-13 тысяч, – поясняет Ася. – Для сравнения: в Новосибирске на такой же должности без опыта работы можно было получать хотя бы от 20 тысяч российских рублей. И за такие деньги, как в Минске, я бы даже не пошла работать».
Работу в Минске найти сложно, если ты специалист без опыта, да еще и не белорус. «В России с этим вопросом тоже полегче: предприятия обязаны держать в штате какой-то процент молодых специалистов, так что нас, наоборот, берут охотнее. К тому же от моего резюме сразу открещивались. «НГПУ ИРСО? Это что вообще за универ? Россия? Так у нее нет белорусского гражданства! Как ее взять?»
Некоторые компании совершенно не хотят с этим связываться. Хотя по трудовому кодексу РФ и РБ разницы никакой: с россиянами могут заключать такой же договор, как с белорусами. На первую работу свою я попала очень странно. Меня пригласили в какое-то агентство, которое подглядело, что я отозвалась на другую вакансию, и назвалось представителями той организации, где я в итоге и работаю. Это был обман, но я не растерялась, а сразу поехала в ту контору, узнать, что это такое и почему так. Короче, наглость – второе счастье. Они меня увидели и тут же провели собеседование, хотя в шоке были, что я без звонка ворвалась. Мне просто повезло».
А теперь о плюсах Минска. Ася отмечает большое расстояние между домами, много пространства, которое позволяет «дышать» и дает чувство свободы. Чтобы мы поняли, что такое реальная теснота, Ася предложила вспомнить Москву, где и правда в спальных районах дом в прямом смысле налеплен на соседний и все это напоминает каменные джунгли. Еще девушка заметила, что минчане очень похожи на сибиряков – такие же открытые и добрые, не в пример жителям центральной, «европеизированной» России. «И, конечно, это уже клише, но все-таки здесь очень чисто. Моя знакомая белоруска даже шутила: «Мне кажется, вас на границе ставят и заставляют учить «запомните: у нас чисто!» Но это правда так, потому что в российских городах – например, в Томске, – очень пыльно и мусорно, а люди привыкли в этом жить и даже не замечают».
Но Минск постоянным местом жительства для Аси так и не стал: «Сейчас мой молодой человек пишет диплом, заканчивает университет и, скорее всего, через год мы снова переедем. В Санкт-Петербург».
Итого: «На первое время стоит взять сумму в $500 – минимум такой. Ну, $1000 должно точно хватить на первые месяца полтора – два, и то если повезет с квартирой», – говорит Ася. Если вы мечтаете переехать в Минск, можно сначала влюбиться в того, кто уже тут живет. Получится куда менее болезненно для кошелька.
Андрей: «Я попал под бюрократическую машину, и в общей сложности заплатил штрафов и госпошлин на $400»
«Мне 27 лет, и я из России, из провинции – города Киров. Это тысяча километров на восток от Москвы, то есть такой богом забытый городок, – начинает о себе рассказ Андрей. (На самом деле в городе Киров живет более 800 тысяч человек, а таких «богом забытых городков» в Беларуси почти нет. Есть только еще более забытые богом городки – прим. KYKY).
«Лет восемь назад я уехал из него, жил долгое время в Москве, потом в Петербурге, и потом – это была моя конечная цель – переехал сюда. Когда жил в Москве, часто приезжал в Минск, здесь у меня было много друзей. Познакомился в Минске со своей девушкой, ну, мы и сошлись. Потом я для себя решил, что Россия мне уже немножечко надоела. В кавычках, конечно. Захотелось поменять место дислокации: мне всегда это нравилось. Я так понимаю, что переехал надолго. Ну, если в Беларуси ничего не произойдет плохого. Просто я когда из России уезжал, там экономика падала, а тут более-менее стабильно было. Сейчас понимаю, что все гораздо хуже становится...»
В Минске Андрей работает барменом, впрочем, как и в других городах, где он жил. Восемь лет молодой человек посвятил сфере общепита. «В России я работал в таких барах, где от бара одно только название, – комментирует Андрей. – Обычно это был ресторан, где акцент был сделан на еду, и в итоге профессию бармена я не особо постиг». Устроиться на работу после переезда Андрею было легко: ее он получил благодаря знакомому. В Минске для «не своих», видимо, иных путей нет. По словам Андрея, место, где он работает, хорошее. «В Минске в целом неплохо развита барная культура. За полгода работы в этом баре я узнал больше, чем за шесть лет работы в России», – рассказывает молодой человек. Но это все о духовном: по деньгам Андрей не выиграл совершенно. В Москве относительно курса доллара бармену удавалось зарабатывать гораздо больше – порядка 2-3 тысяч долларов, здесь же Андрей стал получать $400-600. «Местные ребята мне сказали, что зарплата $500-600 по Минску – это еще относительно неплохо.
Конечно, пришлось перенастроить себя: человек, который получал три тысячи долларов, резко начинает получать $600 – как-то не очень…».
За квартиру Андрей отдает только $150, потому что снимает квартиру не один. «С другой стороны – это все-таки четвертая часть зарплаты, – замечает молодой человек. – После Москвы непривычно такой большой кусок зарплаты отдавать за жилье». Андрей не особо волнуется насчет необходимости делить квартиру: «Несмотря на то, что мне 27 лет, у меня нет стремления сразу снять жилье для себя одного. Я довольно коммуникабельный, и мне очень нравится жить с кем-то. Тем более, соседи у меня отличные – это мои друзья». По словам Андрея, говорить о переезде лучше относительно конкретной профессии. Если работаешь в сфере IT, не зависишь от скачков курсов валют и стабильно имеешь $1500, то в Минск можно рвануть без ничего, не имея друзей и помощи. «Я ехал сюда, чтобы быть в гармонии, – поясняет молодой человек. – Минск для меня – эдакий гибрид моего родного провинциального города и, например, Москвы. От столицы здесь обширная творческая, музыкальная жизнь, от провинции – тишина, спокойствие и отсутствие бешеного ритма мегаполиса – это меня очень привлекает».
Самым сложным при переезде оказалось правильно оформить все регистрационные документы: «Я попал под бюрократическую машину, – рассказывает Андрей, – и в общей сложности заплатил штрафов и госпошлин на $400. Я от этого дико психовал, были даже мысли уехать обратно в Россию или остаться здесь нелегалом, но все-таки решил довести дело до конца».
Чтобы не влететь на деньги, Андрей настоятельно рекомендует в «этих кабинетах» спрашивать до мелочей, за что можно получить штраф. Потому что всем там плевать – ну, приехал какой-то парень, бог с ним.
Сейчас Андрей планирует самостоятельно написать гайд по поводу подводных камней с регистрацией и другими советами для тех, кто хочет переехать в Минск. По словам молодого человека, таких советов, собранных в одном месте и написанных человеческим понятным языком, не существует. Государственные сайты оформлены плохо и предлагают минимум информации, хотя нюансов – миллион. Молодой человек не особо успел подготовиться ко всем этим нюансам. «Так получилось, что у меня в кармане было $30, и я приехал сюда с вещами автостопом. Я планировал для переезда заработать $1,5-2 тысячи для старта, но моя «работа» неожиданно закрылась, поэтому получилось, как есть. Хорошо, что по приезде меня ждали друзья с квартирой, и они вошли в положение – дали мне пожить бесплатно месяц».
Итого: По мнению Андрея, если вы достаточно отчаянный, то $30 и хорошие друзья – это все, что вам понадобится.
Сергей Рулев: «Я мог бы рассказывать экшн про квартиры и их хозяев»
Витебчанин Сергей по факту в Минске давно – с августа 2009 года. Несмотря на то, что это как бы не «по-настоящему» – Сергей тогда приехал только учиться в университете, взрослой жизни пришлось хлебнуть достаточно. Его сразу же поставили перед фактом, что общежитие не дают, а значит, придется снимать квартиру. «У меня в Минске было уже где-то 15 квартир. Вначале снимал в Серебрянке комнату со своим братом. Хозяином был безумный дедушка, который ходил ночью, смотрел на нас, а потом заявил моему брату, что он убьет сначала его, потом себя. Ну мы оттуда и съехали», – Сергей выдает horror по-белорусски. В 2009 году съем этой комнаты обошелся парню в $90. Потом он стал снимать квартиру с друзьями, и его доля составила 125$. Со временем, конечно, аренда дорожала. Например, одно время Сергей жил между Фрунзенской и Немигой в трехкомнатной квартире на шестерых человек. Каждый из них платил по $100. Сергей рассказывает, что мебели там не было предусмотрено, но это жилье остается его любимым из всех пятнадцати вариантов. Страшно подумать, какие же условия были в остальных. Самым дорогим жилье оказалось в 2013-2014 годах: тогда скидываться порой приходилось и по $200-250.
Сергей для наглядности подвел смету: за первый курс он отдал $1500 за жилье и бытовые расходы, столько же – на втором, на третьем сумма возросла до $3000, на четвертом – до $3500, а на пятом вернулась к $3000. В университете от тотального безденежья спасала стипендия и подработки, хотя по настроению Сергея не скажешь, что это доставляло ему реальные проблемы. «Если я хотел куда-то сходить, то приходить идти работать, – вспоминает молодой человек. – Иногда, конечно, хотелось бухать. И на курсе втором у меня на это уходила половина денег, если не больше».
После окончания университета Сергей отрабатывает распределение воспитателем в детском саду (по его словам, он выбрал самую высокооплачиваемую вакансию из всех доступных).
Без чуда свыше прожить в столице ему трудно – на жизнь Сергею оставалось около миллиона в месяц, а иногда и меньше. Чудо не заставило себя ждать: родственники уехали на несколько лет в США, оставив пустовать трехкомнатную квартиру в Минске. Сергей не растерялся: кроме того, что сам в ней живет, молодой человек еще и сдает одну из комнат. А что: в Минске все выживают, как могут. Жить в Минске Сергей собирается продолжить после распределения.
Итого: снова немножечко везения и, как утверждает Сергей, только аренду жилья в течение учебного года – $3000.
У всех троих ребят истории разные, но что интересно: все в итоге сошлись в одном. Стоит не бояться, а если хочешь ехать – езжай! Только так можно добиться своего. Впрочем, еще раз вспоминая минские цены, делаем вывод: рассчитывать остается разве что на свою храбрость и силу духа. Аминь.