Как ты формировался как фотограф? Как ты выбрал эту профессию?
Мое фотографическое образование целиком основано на опыте работы в этой профессии. Я не учился, а просто начал работать в 18 лет как печатник в одном агентстве, которое занималось хроникой в Милане. И там я стал снимать и публиковать первые фотографии. К счастью, я учился, работая и находясь бок о бок с очень хорошими фотографами. К тому же, мой отец был очень хорошим фотолюбителем, и как только у меня появилась возможность носить что-то на шее, он мне дал фотоаппарат. Я и не мог бы заниматься чем-то другим.
Почему ты выбрал именно фоторепортаж?
Мне нравится рассказывать истории, меня интересует мир. Я любопытный, а фотожурнализм – это профессия для тех, кто любопытен, кому нравится искать и находить истории, у кого есть своя точка зрения.
Твои любимые темы для исследования?
Я люблю путешествовать и лично проверять то, о чем говорят газеты, что написано в книгах. И поэтому мне было любопытно, например, поехать в Калининград или Беларусь, чтобы посмотреть своими глазами на повседневную жизнь в этих местах. И когда я уже на месте, углубляюсь в изучение тем, которые мне кажутся важными с журналистской точки зрения. Я думаю, что углубленное исследование – это та часть журналисткой работы, которая во многом потеряна сегодня в журналах и газетах Италии, да и во всем мире.
Я знаю, что ты часто фотографируешь знаменитых людей. Тебе нравится такой тип работы?
Когда я активно занимался текущими событиями экономики и политики, то фотографировал большое количество селебрити. Например, во время съезда G8 в Генуе, который обернулся адским котлом, я не был на площади, чтобы фотографировать манифестантов, но был внутри Королевского дворца, снимал глав государств. Но даже когда мне приходилось работать с известными людьми, меня всегда интересовала именно их повседневная жизнь. Одним из моих любимых проектов был проект Vanity Fair Italia, где я фотографировал известных итальянских писателей в их домах. Это была одна из моих самых лучших работ именно потому, что я совал нос в чужой быт.
Кто-нибудь из них стал для тебя открытием как личность?
Я встречал поистине сильных личностей. Например, познакомился с Альдой Мерини, которая является великой итальянской поэтессой. Я, наверное, был последним фотографом, который вошел в ее дом, она недавно умерла. С некоторыми из писателей у меня была возможность пообедать, побыть вместе дольше стандартного фотосета. Хотя это нельзя назвать сетом – все фотографии были сделаны без постановочного света, без сопутствующей аппаратуры. Только я, писатель и фотоаппарат.
Alda Merini. all rights reserved 2011 Luca Nizzoli Toetti
Почему в этом случае ты выбрал цветную фотографию, если учесть, что ты скорее «черно-белый» фотограф?
Это был выбор Vanity Fair. Я много работаю в черно-белой фотографии, но издательский рынок чаще требует цвет. Для собственных проектов я предпочитаю черно-белую фотографию по очень простой причине: весь мир, в котором мы живем, заполонен цветными изображениями. Мы все привыкли смотреть телевизор и не задерживаться ни на статичных изображениях, ни на изображениях, которые нас не захватывают. Фотография в общем – и черно-белая в частности – помогают тем, кто их рассматривает, сделать над собой усилие и начать фантазировать.
Ты работаешь также над персональными проектами, которые не имеют коммерческого результата.
Есть проекты, которые не подходят для издательского рынка, потому что не отвечают их канонам. Например, я снял серию фотографий о Неделе моды в Милане. Все фотоиздатели, которые видели его, сделали мне много комплиментов за оригинальность и особенное кадрирование, но для печати не захотели их брать. Это проект, который станет выставкой. В нем все фотографии сняты без использования специального освещения, даже без вспышки. Это работа, которая рассказывает, что Неделя моды все делает подиумом. На короткий период мы все красивые и крутые, все себя чувствуем, как на подиуме. На этих фотографиях сложно определить, кто профессиональная модель во время показа, а кто случайный прохожий. Мы видим уборщика, фотографа, зрителя или модель, и непонятно, кто есть кто. Этот проект ставит все снятые субъекты на один уровень, чтобы показать, как Неделя моды меняет Милан, дает возможность каждому казаться красивым и обворожительным – но только на одну неделю.
all rights reserved 2011 Luca Nizzoli Toetti
С кем ты обычно работаешь?
Обычно я работаю с итальянскими еженедельниками. Мои фото публикуются в l'Espresso, Vanity Fair, Io donna. Я печатался также во многих журналах во всем мире, потому что некоторые мои фотографии распространяются одним из самых значительных фотоагентств в мире.
На твоем сайте для каждой серии фотографий, для каждого слайд-шоу звучит специально подобранная музыка. Эта музыка звучит во время выставок?
При помощи современных технических средств можно даже подумать о том, чтобы использовать разную музыку для каждой фотографии во время выставки. Но я верю в силу фотографии в своем естестве. Слайд-шоу с музыкой – это способ презентации того, что я делаю. А я верю именно в фотографию, повешенную на стену или опубликованную в книге. В этих случаях каждый рождает свою музыку в голове.
Расскажи мне о проекте «Почти Европа».
Этот проект не задумывался для издательского рынка, это журналистское исследование для последующего создания книги или выставки. Я хотел рассказать об этих местах, которые кажутся такими далекими, а в реальности находятся на расстоянии часа на самолете отсюда. Это был мой личный проект, хотя в результате он был опубликован, например, в еженедельниках Io donna и Corriere della Sera, а потом переиздан в некоторых менее известных журналах. Вполне возможно, он станет книгой и будет представлен на некоторых фестивалях.
Как ты выбрал маршрут?
Я хотел пересечь главные города «почти Европы» для того, чтобы искать там Европу, которая еще не появилась. Калининград мне показался отличным пунктом отправления – это очень контрастное место. Это и Россия, и в то же время нет. Единственная европейская вещь, которую я там нашел, – желание людей, что там живут, быть Европой, быть более свободными и, возможно, стать четвертой балтийской страной. А еще там есть торговый центр на главной площади, который назывался «Европа». В этом городе чувствуется, как Москва держит его под контролем. Например, в Калининграде другой часовой пояс, но поезда на вокзал прибывают и отправляются по московскому времени. И каждая страна была новым параграфом в проекте, со своим названием: Калининград был «почти Россией», Беларусь – «почти легкой», Украина – «почти дружелюбной», Турция – «почти домом», потому что Турция и Италия очень похожи.
all rights reserved 2011 Luca Nizzoli Toetti
Что было после Калининграда?
После Калининграда я поехал в Беларусь и там, если могу быть откровенным, ситуация была еще хуже – эта страна находится под тяжелым прессом. Хотя у меня была возможность посетить очень интересные места, например, бар Graffiti, по-настоящему меня удивило вот что – часто в центре было совсем пусто.
all rights reserved 2011 Luca Nizzoli Toetti
А что касается этого желания быть Европой, что ты можешь сказать о Беларуси?
Если честно, самое сильное желание я нашел на Украине, хотя она находятся сейчас в сильном экономическом кризисе и ей сложно соответствовать некоторым экономическим стандартам. Но в Беларуси тоже есть мысль, что евро – это спасение от всех проблем. Меня поразили два подростка перед McDonald’s в центре Минска – увидев, что фотографирую, спросили, иностранец ли я. Узнав, что я из Италии, сказали: «Мы знаем, в Италии полиция ездит на Lamborghini». Это были юноши, одетые в американском стиле, они вели себя очень свободно, раскованно, но они стали для меня символом дезинформации, они живут с иллюзорными и стереотипными представлениями о мире. Такая же проблема существует, например, в странах Северной Африки, где люди стремятся приехать в Европу, а когда приезжают, оказываются в тяжелом положении.
all rights reserved 2011 Luca Nizzoli Toetti
all rights reserved 2011 Luca Nizzoli Toetti
all rights reserved 2011 Luca Nizzoli Toetti
all rights reserved 2011 Luca Nizzoli Toetti
all rights reserved 2011 Luca Nizzoli Toetti
Слад-шоу проекта: www.vimeo.com/lucanizzolitoetti/almosteurope