Цены в РФ остались прежними в рублевом выражении, а в пересчете на доллары подешевели на треть. Поднимать цены российские дилеры тоже не могут, поскольку у них и так никто ничего не покупал — в 2014 году рынок сильно просел. Если сравнивать цены на автомобили в Беларуси и России, то некоторые модели имеют разницу почти в 36%.
Ярослав Ясюкевич, инженер-тестировщик компании Heyworks, оперативно собирает $10 000, чтобы успеть купить себе недорогой автомобиль.
«Я давно собирался в Россию за машиной, потому что там они и до всей вакханалии были на пару тысяч дешевле. Но поскольку я с презрением отношусь к нищебродам, покупающим что-либо в кредит или рассрочку, я планировал делать это через годик, когда накоплю достаточно денег. Потом я вспомнил, что брат мне рассказывал про машину, которая в салоне стоит совершенно мизерную сумму. В итоге посмотрел на машину и цену, проникся и разработал гениальный бизнес-план: занять денег у всех, у кого они есть, и купить машину 2014 года. Из салона. Однако реальность оказалось более жестокой, чем в моём розовом мире с маленькими пони и людьми, у которых всегда есть 10 тысяч зелёных президентов на «одолжить». После недели безуспешных поисков хотя бы части этой суммы, у меня в голове осталась только одна мысль: если бы у меня была машина времени — я бы вернулся в прошлое. И нет, не во времена золотой лихорадки, и даже не в лихие 90-е. Я бы вернулся в прошлое только для того, чтобы сказать юному себе: «меньше пей, мудак, нам ещё почку продавать».
Российские дилеры только рады покупателям из Беларуси: россияне атомобили не покупают. А белорусские компании страдают из-за страшного падения продаж. Заместитель директора по маркетингу и развитию СООО Атлант-М, импортер Volkswagen в Беларуси Александр Демидович рассказал, как «обвал» российского рубля и разница в ценах сказывается на белорусском бизнесе:
«Если анализировать ситуацию в целом по рынку, конечно, картина не радужная. Падение российского рубля и грядущие за этим распродажи оказывают сильное ценовое давление на автомобильный ритейл в Беларуси. По некоторым брендам процент так называемого серого ввоза достигает 70%. Для белорусского автобизнеса это не сулит ничего хорошего. Сегодня многие представители автоконцернов в Беларуси очень сильно обеспокоены своим будущим, поскольку доходность не просто снизилась, дилеры реально несут убытки. Так можно протянуть месяц или квартал в надежде на улучшение ситуации, но света в конце тоннеля пока не видно. По прогнозам аналитиков российский рынок в этом году рухнет на 30%. Еще на 35% ожидается падение в следующем году. Это значит, что ценовое давление белорусский рынок будет испытывать еще и в первом квартале 2015 года».
Автомобили — не единственное, за чем «ломанулись» белорусы. Некоторые бренды телевизоров, холодильников и компьютеров в России тоже сильно упали в цене. А айфоны, которые теперь стали не нужны россиянам, и вовсе можно купить за сущие гроши. Хотя, как показывает практика, сделать это не так просто, но это — тема отдельного исследования.