Двое политзаключенных Беларуси объявили сухую голодовку. Музыкант Игорь Банцер не ест и не пьет с 3 марта, блогер Игорь Лосик – с 11 марта. Оба беларуса таким образом выражают свое несогласие с несправедливыми обвинениями, которые выдвинули им «правоохранители». В телеграм-канале «Белые халаты» опубликовали подробное описание того, что происходит с организмом человека во время сухой голодовки – рассказываем, чем рискуют люди.
Ограничение либо лишение свободы в правовом государстве – это изоляция человека со значительным лимитированием его контактов с внешним миром. При этом (опять же, в правовом государстве) у человека, находящегося в тюрьме, существует большое количество прав: на переписку, на контакты с адвокатом, на уважение тюремщиками его общечеловеческих прав, право на беспристрастный и справедливый суд, в конце концов. И – что не менее важно – право обжаловать приговор суда, если он был несправедлив.
Но что делать заключенному в Беларуси, где словосочетания «правовое государство», «справедливый суд» и «человеческие права» вызывают только горькую усмешку? Где свидетели в форме охранников закона этот же закон нагло нарушают? Где судьи приходят на заседания, в лучшем случае, размышляя, «срок либо штраф» – не задумываясь о доказанности вины? Где правит полная безнаказанность для тех, кто лоялен к власти и где в опасности те, кто говорит «нет» беззаконию?
«Заплакать не получится – слез не будет». Что происходит с организмом человека во время сухой голодовки
Как отстаивать свои права, если ты беларус и находишься в тюрьме? Инструментов крайне немного. Одним из них является объявление голодовки – это рискованный шаг, призванный показать всем, кто может и хочет слышать: «Я тут. Я не сдаюсь. Я продолжаю бороться. Я невиновен».
Сухая (безводная) голодовка – это крайняя мера. Примерно 70% от массы тела человека составляет вода. В школе учили, что вода в организме человека нужна как универсальный растворитель – но это только одна из ее функций, которых на самом деле множество. Например, управление температурой тела, артериальным давлением, голосом, тонусом мышц, тонусом глазных яблок и так далее.
Есть золотой стандарт выживания – стандарт «трех троек». Он гласит, что человек живет три десятка суток без еды, трое суток без воды и три минуты без воздуха. Это не совсем так, но, очевидно, вода в жизни человека занимает место более важное, чем даже питание. И если польза кратковременного голодания достаточно освещена и рассмотрена, то польза безводного голодания совершенно не доказана.
Человек теряет воду постоянно. Это потери связаны с естественными выделениями, с потом, испарением при дыхании. Поэтому организму необходимы регулярные поступления воды. При полном отказе от воды в организме человека начинают развиваться следующие процессы:
• Сначала человек испытывает жажду. Организм, обеспокоенный отсутствием поступления воды, подает об этом сигналы. Ненавязчивая жажда нарастает со временем и в конце концов просто не дает спать: шокированный организм не дает себе расслабиться, требуя возобновить водный ресурс. Такая ситуация является стрессовой, и сопровождается выбросом кортизола – гормона стресса. Дефицит воды приводит к появлению стойких головных болей.
• Далее организм начинает использовать внутренние ресурсы, забирая воду из подкожной клетчатки и перебрасывая ее между клетками и межклеточной жидкостью. Это приводит к сгущению крови (за счет уменьшения жидкой части крови). Такое состояние сопровождается повышенным риском образования тромбов. Резко снижается выведение воды: вплоть до полной остановки потоотделения. А так как этот механизм регулирует температуру тела, при его отключении температура может пониматься, ускоряя течение обменных процессов и повышая потребности в воде. Резко снижается выделение мочи, сама моча становится более концентрированной (при сниженном выделении мочи токсичные продукты метаболизма задерживаются в организме).
• За счет снижения жидкой части крови снижается артериальное давление. Это ошибка – считать, что артериальное давление обеспечивается только диаметром просвета сосудов: механизм формирования давления сложен. Кроме просвета сосудов, также играет роль частота сокращений сердца, количество крови, выбрасываемой сердцем при сокращении, а также объем жидкости в кровяном русле.
Человек на этой стадии сухой голодовки будет заторможен и вял, его организм активирует защитное торможение в попытке снизить энергозатраты. Голос будет либо сиплым, либо будет отсутствовать. Так как голосовые связки нуждаются в воде для подержания эластичности. Будет больно: летучие боли в теле, в суставах, головная боль, подавленное состояние. Но даже заплакать не получится: слез не будет.
• В терминальной стадии, на фоне снижающегося давления, отравления невыводимыми продуктами жизнедеятельности и снижения температуры, организм предпримет последнюю попытку защитить себя – включит механизм централизации. При этом явлении кровотоком обеспечиваются лишь органы первой важности для продолжения жизни: головной мозг и сердце. В ущерб всему остальному. Фильтрация крови через почки прекращается. Торможение сознания достигает состояния, когда сознание отключается. Работают только самые древние, самые цепляющиеся за жизнь участки мозга, заставляя работать только сердце и легкие.
Продукты распада накапливаются в организме, отравляя его. Развивается полиорганная недостаточность. Кровь густая, в крови присутствуют мелкие сгустки. В 80 процентах случаев смерть человека наступает от острой почечной недостаточности, остальные двадцать процентов делят между собой фатальные аритмии за счет нарушения электролитного баланса крови, тромбоэмболии и иные, менее частые причины гибели.
• Важно отметить: сухое голодание, не остановленное в самом начале и дошедшее до средней и тяжелой стадии, может оставить след на всю оставшуюся жизнь.
Сколько политзаключенных Беларуси держат голодовку
Сухую голодовку сейчас держат двое: Игорь Лосик и Игорь Банцер. Всего голодающих заключенных в Беларуси сейчас четверо, еще двое из них – Дмитрий Фурманов и Наталья Херше. По последним новостям, Наталья прекратила голодовку во время этапирования из Жодино, однако прекращение голодовки заключённой не снижает важность этой чудовищной проблемы.
Именно поэтому мы просто обязаны поддерживать людей, решившихся на такой шаг. Понимающих последствия – и решившихся. Это шаг далеко не труса – это шаг смелого и стойкого человека, шаг борца.
Мы не имеем права отворачиваться от того, кто оказался смелее нас. И каждый, услышав об очередном таком шаге «оттуда», должен задать себе два вопроса: «Что я сделаю, чтобы поддержать этого человека? Что я могу сделать, чтобы такого больше не повторялось?» Это – не долг гражданина. Это долг человека.
Не забывайте писать заключённым письма. Их адреса вы можете найти здесь.