Для начала давайте проясним ситуацию: в ПВТ разрабатывается новый декрет, которого целиком еще нет в открытом доступе, но свои замечания и предложения в него вносить уже призывают. Аналитик Сергей Чалый по мотивам выборочного слива декрета высказал недовольство тем, что документ заботится только о ПВТ, словно остальной страны не существует. Генерального менеджера «VP Capital Беларусь» Николая Марковника обидело использованное Чалым определение «кастрированный блокчейн» и он публично ответил ему на TUT.by. Чалый не растерялся, и ответил предыдущему оратору статьей на Euroradio, что простые смертные до сих пор не видели текста декрета и извиняться за «кастрацию» он не будет. Теперь Марковник (из ПВТ) отвечает Чалому (не из ПВТ) и задает ему же вопросы на KYKY. Но с декретом дела пока обстоят, как в детском стишке: «И эта корова не сдвинулась с места, а что в сундуке – до сих пор неизвестно».
Ответ Марковника Чалому. Vol 2
Отвечаю экономисту Сергею Чалому на его публикацию. Буду максимально краток и конкретен. Я рассчитывал начать аргументированную и интересную дискуссию с Сергеем как с экономистом. К сожалению, ожидания пока не оправдываются – содержательной дискуссии не выходит. Предлагаю структурировать: я отвечу на ваши вопросы и поставлю вам пять своих вопросов, на которые хотел бы получить конкретные ответы.
1. Об обсуждении проекта Декрета
Администрация ПВТ обязательно опубликует текст декрета несколько позже.
После моего прошлого поста, где я предложил всем написать письмо в ПВТ с предложениями – пришло ноль конкретных предложений. К сожалению, пока мы видим, что статья о декрете беларусам менее интересна, чем то, что у минчанина дома взорвалась бутылка кваса: про декрет на TUT.by прочитало 50 тысяч человек. Про бутылку – на Onliner.by – 80 тысяч.
Вопрос №1: Сергей, когда Вы планируете написать письмо в администрацию ПВТ со своими предложениями по декрету?
2. О перераспределении льгот
Сергей Чалый сравнивает льготы ПВТ с льготами за проезд: «Когда для пенсионеров ввели бесплатный проезд, себестоимость проезда меньше не стала. Значит, кто-то платил больше!» Нужно понимать, что глобальная конкуренция и перераспределение идет не внутри страны – а между странами. Декрет для Беларуси – это игра с ненулевой суммой.
Ирландия предоставляет большим IT-компаниям специальные условия по налогообложению. Вот статья о том, как Ирландия выиграла конкуренцию у США, Сингапура и стран Персидского залива за размещение R&D центра компании HMH. Winner takes it all – 450 рабочих мест и инвестиции на $350 млн. Ирландцы привели в страну Facebook, Google, Apple, Twitter. Если в 2008-2013 ВВП падал на 1,6%, то в 2014-2016 рос на 12,2%. Пенсионерам это не стоило ни цента. Не нравится это только другим странам – соседям. Они призывают Ирландию отказаться от подобной практики.
92% ПВТ – экспорт. Будет декрет – инвестиции и финансы отчалят от европейских и азиатских гаваней и приплывут к нам. Ущерба беларуским пенсионерам нет. Наоборот, всем станет лучше, когда в бюджете появится больше денег. Экономика 101, как вы говорите!
Сейчас нам отовсюду – из Украины, России, других стран – пишут: «Вау- как круто!», «Если сделаете эти изменения, у вас не IT-шников хватать не будет, а жилья, потому что пол-Москвы в Беларусь переедет!»
Разве это не замечательно? Люди из других стран готовы в Беларусь перевезти целые бизнесы с кучей сотрудников в случае принятия декрета. Не наоборот! Сергей, проснитесь. Льготы декрета – это перераспределение между странами, а не внутри одной страны. Это хорошо для Беларуси, а не плохо.
Вопрос №2: Сергей, понимаете ли вы, что льготы привлекают в страну инвестиции и в абсолютных цифрах увеличивают налоговые поступления и ВВП?
3. Об экономике знаний
Декрет – это, на самом деле, намного больше, чем просто IT. Декрет откроет двери в ПВТ для гораздо большего количества высокотехнологичных компаний, существенно расширив разрешённые виды деятельности. Почему мы в таком случае говорим о том, что документ готовится для узкой группы заинтересованных лиц? Декрет необходим для развития экономики знаний.
Для успеха на глобальных рынках важна страновая специализация. Сергей Чалый говорил, что у Беларуси получилось только в молочке и IT. Логичным видится расширение IT до экономики знаний, за которой – будущее. К примеру, Ауди уже этой осенью начинает серийную продажу беспилотников третьего уровня, регулирование для которых мы уже написали. Неужели это не круто, если Беларусь будет одной из первых стран, где смогут ездить эти машины?
Вопрос № 3: Сергей, понимаете ли вы, что через пару десятков лет не будет ничего, кроме экономики знаний, что будет создавать экономическую ценность схожего размера, а значит, это должно быть сегодня приоритетом номер один для развития любого государства?
4. Сначала – Декрет о ПВТ, а потом изменения в Гражданский кодекс, а не наоборот
Сергей Чалый вопрошает: «Почему предлагается декрет о ПВТ вместо изменений в гражданский кодекс для всех? Это же простой путь!» О Гражданском кодексе. Для системного изменения ГК нужны годы. Гражданский кодекс как системный акт не терпит экспериментов. Там нужна системная и планомерная работа.
Теперь о Декрете. Есть сотни законодательных актов, которые не дают работать предприятиям из экономики знаний в РБ – внешнеэкономическая деятельность, валютный контроль, порядок оформления первичных учетных операций и т д.
В каждой сфере есть свои особенности правового регулирования. Я не знаю, как реформировать сельское хозяйство, промышленность, здравоохранение. Я понятия не имею, как дебюрократизировать ресторан. Рабочая группа, готовившая проект Декрета, четко понимала, что ограничивает развитие экономики знаний в Беларуси. В результате был написан документ, который даст старт экономике знаний в Беларуси.
При всем желании, мы не можем сейчас помочь всем другим отраслям, т.к. это огромный труд и каждый должен делать свою работу.
Однако пример нашей индустрии даст стимул и огромную пользу прецедента. Будет один прецедент – добьется дебюрократизации индустрия знаний, значит и у остальных будет больше мотивации. Декрет – отличный шаг для реальной помощи всей стране.
Как говорят французы, первый огурец из банки достать трудно, остальные – легко. Так может быть и с дебюрократизацией. Все огурцы сразу из банки вытащить невозможно, не разбив банку.
Вопрос № 4: Сергей, понимаете ли вы, что каждая отрасль требует своего регулирования, нет универсального решения для всех, но пример дебюрократизации одной отрасли – это благо для страны?
5. Про блокчейн и криптовалюты
После всего сказанного и услышанного о том, что блокчейн системе требуется четыре терравата электроэнергии в день, для того, чтобы обрабатывать 10 операций в секунду, даже не хочется комментировать и писать.
Скажу лишь, что Нацбанку нужна распределенная база данных, и он выбрал для этого блокчейн – определенную его модификацию – и правильно сделал. Рассуждения неспециалиста на этот счет дискредитируют его мнение по другим вопросам.
Вопрос №5, даже, скорее, просьба. Сергей, перечитайте, пожалуйста, то, что я писал в своей прошлой статье, а также комментарии к вашей передаче на TUT.by, где вы говорили о блокчейне.
- Признайте, что вы не являетесь специалистом в этом вопросе;
- И извинитесь перед уважаемым Нацбанком за «кастрированный блокчейн».
6. О соглашениях о неконкуренции
Звучала критика «соглашений о неконкуренции». Отмечу, что в Англии и других странах это нормальная практика. Увольняется сотрудник – работодатель имеет право платить ему полную зарплату еще 3-6-9 месяцев – отпуск с полной зарплатой, так называемый garden leave. Если компания решила не платить, сотрудник вправе работать, где хочет. Никакой кабалы нет. Такого рода норму в договоры обычно можно писать не всем, а только на исключительно чувствительные для компании позиции. Мы не видим здесь повода для переживаний. Отличная норма, которая отвечает интересам айтишников, открывает двери в страну ведущим компаниям мира. Без этих норм в законодательстве действительно серьезных R&D разработок тут вести никто не будет. Наличие такого рода соглашений, по опыту других стран, ведет к увеличению зарплат, а не их уменьшению, за счет привлечения высококлассных специалистов и увеличения сложности разрабатываемого ПО».
Ну и вообще, на основании рассуждений об отсутствии инноваций в Uber, складывается ощущение, что Сергей Чалый против прогресса. Пять самых дорогих компаний стоят больше $3 трлн. Они все (понимаете, все) работают в сфере технологий. Рынок, считает это сейчас самым важным.
Что делать остальным
Теперь хотелось бы обратиться ко всем, независимо от пола, возраста и того, какую позицию вы занимаете относительно Декрета. Если прочитать комментарии все на TUT.by, Facebook и других форумах, то они все лучше всего укладываются в один вопрос: что нам делать – тем, кто не IT?
Скажу следующее. Дать возможность работать экономике знаний. Это будущее. Мир будет другой. Все меняется. Посмотрите: Сбербанк увольняет кучу юристов и заменяет их роботами. Буквально на прошлой неделе мы разговаривали об инвестициях в компанию, которая автоматизирует сельское хозяйство. Маленькое устройство полностью заменяет труд трактористов и комбайнеров. При этом устройство не пьет, не имеет плохого настроения, не ленится, а все время одинаково и эффективно работает. Если устройство сломалось, компания его меняет за свой счет. Понимаете что это значит? В будущем работы вне экономики знаний будет все меньше.
Что делать? Мне больше всего нравится фраза, что интеллект – это сила, максимизирующая количество вариантов. Мы зарабатываем деньги, учимся в университете – не для того, чтобы купить себе что-то или работать по специальности, а чтобы была такая возможность.
История, когда ты один раз в молодости закончил универ, больше не учился и проработал всю жизнь «по специальности» – прошла. Такого больше не будет никогда. Роботы заменят огромное количество традиционных профессий. Однако они создадут не меньшее количество новых профессий.
Поэтому – ответ такой – если у вас есть интеллект и вы хотите увеличивать свое количество вариантов в будущем, то учитесь. Ничего другого тут придумать или предложить нельзя. Coursera.org, khanacademy.org – сегодня самые лучшие курсы самых лучших универов в мире доступны онлайн: бесплатно или за небольшие деньги. Наши родители, да и мы сами, вынуждены были ходить по библиотекам и рыться в огромном количестве сложных учебников. Сегодня все доступно онлайн. Стэфорд, Гарвард, Оксфорд – благодаря айтишникам и прогрессу вы можете попасть в аудитории лучших ВУЗов мира здесь и сейчас.
Ни государство, ни IT не решат за вас ваши проблемы. Мы вам не папа и не мама. Мы не имеем ничего общего как с системой электронного декларирования Сергея Чалого, так и с тем, что у вас дома кран не работает.
Учитесь, и вы сможете зарабатывать зарплату $2000 здесь и сейчас в Минске. Компании, работающие в ПВТ, создают рабочие места для всех: дизайнеров, менеджеров, маркетологов, экономистов, юристов – для любых представителей экономики знаний.
Скажу еще важную вещь: декрет – это вопрос не только про вас. Декрет – это во многом про ваших детей. Будут ли рабочие места в новой экономике для ваших детей, когда все больше рабочих мест заменят роботы?
Это важно для вас и ваших детей, независимо от того, примут декрет о ПВТ или нет. Это будущее, и оно наступит раньше или позже, поскольку это глобальный тренд, который, к сожалению или к счастью, не сможет остановить никто.
Примут ли в итоге Декрет о ПВТ или стараниями таких, как Сергей Чалый, не примут – я не знаю. Важно уже сегодня, а лучше вчера, начинать подготовку к новой глобальной реальности, повышая количество доступных каждому возможностей и вариантов. И для страны, и для каждого человека.
Просто в первом случае, если декрет примут, у вас и ваших детей будет более высокий шанс вписаться в новую реальность, не покидая свою родину, работая на ее благо, по настоящему чувствуя себя гражданином своей страны.
Если же победит «другая сторона» и декрет не примут или примут «кастрированный декрет», к новой реальности будут приспосабливаться наши соседи из других стран, а мы за бортом этой новой реальности будем наблюдать за их успехами.