Мысль о том, что в белорусском парламенте впервые за 12 лет окажется оппозиция, еще три дня назад казалась такой же абсурдной, как пришедший на мероприятие в отель «Монастырский» фотограф в майке «Жыве Беларусь!». В холле перед конференцией Анатолий Лебедько выгуливал свой лощеный костюм и от нечего делать чистил туфли в специальной машинке со щеточками. Журналисты тихонько сидели и ждали появления Канопацкой как чуда – интересно, кому все-таки удалось «прорваться» сквозь кордон провластных кандидатов.
Что представляет собой внешне Анна Канопацкая
«Нам обещали 500 долларов зарплаты, но сегодня нет и 500 рублей. Нам нужна свобода малого и среднего бизнеса, устранение лишних административных барьеров, уничтожение контролирующих органов», – в предвыборных выступлениях будущая парламентарий бодро призывала смотреть правде в глаза. После 11 сентября Канопацкая выглядит уставшей, а по сравнению со старыми фотографиями – изрядно похудевшей. Белый пиджак, коралловое платье и красные туфли на платформе с открытым носом – в одежде ничего не выдает человека с месячным доходом около $1300. А вот укладка, взгляд и маникюр придают новому члену парламента официального лоска. Самое смешное, что внешне депутат от ОГП напоминает Ирину Дорофееву – прической, формой лица и образом в целом. Обе женщины в новом парламенте будут выглядеть как родные сестры.
Годовой доход Канопацкой в 300 миллионов неденоминированных рублей – не упрек, а, скорее, ее же бонус. «Я не знаю, откуда она, но мне понравилось, что целеустремленная и у нее большой заработок за год. А если она умеет для себя добиться хорошего, то и для народа добьется», – говорили на участке голосующие за нее люди. На самом деле, умение зарабатывать деньги к Анне пришло по наследству. Ее отец – бизнесмен Анатолий Труханович, председатель ОО «Белорусский союз налогоплательщиков» и тоже член ОГП. На конференции Лебедько так сказал про отца Анны Канопацкой: если бы все были такими честными бизнесменами, как Труханович, страна бы начала жить достойно гораздо быстрее.
Тем временем остаются скептики, уверенные: проход Канопацкой в парламент – не что иное, как шаг власти, на который эта самая власть решилась от безысходности. Мол, нужно было добавить в парламент парочку представителей «пятой колонны» для потеплений отношений с Западом, но Короткевич для этого была слишком активной и опасной кандидатурой, а вот Канопацкая – «неизвестная оппозиционерка». Но не тут-то было, за ее спиной – стена.
Лебедько aka «пока не помощник»
Самый волнующий вопрос – кто окажется помощником Канопацкой в парламенте. Все, конечно, ждали, что Лебедько героически взвалит на себя эту ношу серого кардинала. Но по его поведению было понятно, что помощником, скорее, будет сама Канопацкая. В конце конференции Лебедько уже не сдерживался и отвечал первым на вопросы журналистов, вместо виновницы торжества – «пачну адказваць, пакуль не стаў памочнікам». Анна Канопацкая сидела, кивала головой и улыбалась.
В принципе, о расстановке сил на выборах депутатов уместно иронизирует Алесь Пилецкий в серии фельетонов #давайпака, написанных якобы от лица Лукашенко: «Міхайлаўна, ты хочэш сказаць, што ізвестная всем Караткевіч праіграла нікаму не ізвестнай Канапацкай? І дажэ сам Лебедзька сейчас не знает, што ему дзелаць? Патаму што он ва-первых всегда утверждал, што выбарав нет. А ва-втарых, в парламент вашла член ево парціі, каторую дажэ в парціі не все знают, а он ― сам Лебедзька ― сейчас непанятна как сможэт апяць выіграць выбары главы АГП, патаму што кто он, а кто Канапацкая?… Міхайлаўна, дай я цебя пацэлую!»
Со стороны мероприятие казалось довольно смешным. Лебедько выглядел как гордый папочка, приведший дочку на важную встречу и боявшийся, что вдруг она скажет что-то не то.
Анна в итоге оправдала свою молчаливость: «Я очень устала, потому что два последних месяца были напряженные». Казалось, Лебедько знает, что делать, а Канопацкая пока – не очень. Кульминацией был момент, когда она оговорилась «фактически по Фрейду». Призналась, что выборов и правда нет, а она – назначенный кандидат: «Я уверена, что даже если бы выборы были честные и открытые, мы бы все равно победили».
А теперь про Короткевич и её мем «Аня, бери мандат»
Татьяна Короткевич, конкурировавшая с Канопацкой в одном округе, не отчаялась, когда проиграла. Бывшая кандидат в президенты сказала: «Аня, возьми этот мандат и работай ради мирных перемен в Беларуси. Если нужно, я готова тебе помогать».
От помощи коллеги Канопацкая деликатно отказалась. «К сожалению, наши взгляды на политическую ситуацию в республике кардинально различаются, поэтому тесного и плодотворного сотрудничества может не получиться», – ответила Канопацкая сегодня журналистам. У «Ани» и ОГП более принципиальная позиция, а вот Короткевич, по словам Лебедько, намерена разговаривать с властью мягко, сотрудничать с ней и верит, что в Беларуси есть выборы. Представительница от ОГП, сидящая рядом с Анной, напомнила, что еще в 2012 году Канопацкая говорила: «Лукашенко – это тупик».
Долой декрет о тунеядстве и статью УК РБ о лжепредпринимательстве
Канопацкая как бизнесвумен сразу очертила ряд экономических реформ, которые собирается предложить: отменить декрет о тунеядстве и статью 234 УК РБ о лжепредпринимательстве и снизить количество контроля. По мнению парламентария, это поможет стране наконец получить открытый и честный рынок, о котором пока только идут разговоры.
Один из журналистов задал Анне закономерный вопрос, мол, способно ли меньшинство в парламенте по примеру Верховного совета 90-х пробудить народ от спячки и заставить его выходить на улицы участвовать в акциях? На это Лебедько разразился ностальгической речью в несколько минут о том, что народ устал, и ему по силам протесты: «Усё, што без насілля, без крыві – гэта даступна». Канопацкая сидела рядом с испуганным видом и взглядом, в котором зрители первых рядов прочитали отчетливую мольбу: «Полегче, Толя, я не подписывалась!»