«Абстракция сильного лидера»: как менялось отношение украинцев к беларусам — и что сделали беларусы за год войны

Боль • редакция KYKY

Быть беларусом в Украине до 2022 года было комфортно и приятно. Это подтверждают и исследования социологов — к беларусам, среди других этносов, украинцы испытывали самую высокую симпатию (после себя). Война изменила все. Но разделяют ли украинцы беларуский народ и режим Лукашенко, почему прежде он имел поддержку украинцев, что будет между нами после войны — об этом KYKY поговорил с украинскими социологами. 

Мы говорили с Сергеем Дембицким, заместителем директора Института социологии НАН Украины и Владимиром Паниотто, директором Киевского международного института социологии. Но, согласитесь, было бы странно 24 февраля 2023-го говорить о беларусах только через призму украинцев — поэтому в этом тексте будут карточки о том, что этот год сделал с нами, беларусами. 

Как украинцы изменили отношение к своему государству и беларусам

К беларусам у украинцев всегда было самое хорошее отношение. Есть метод, при помощи которого можно оценить социальную дистанцию между нациями. Так в 2000 году 32,7% украинцев были готовы принять беларусов, как членов семьи, как близких друзей — 23,4%, как соседей — 14,5%. Тех, кто вообще не допускал беларусов, было всего 1,9%. То есть сохранялось высокое принятие.

 

Ситуация изменилась в 2002-м. Но эта дистанция увеличилась в отношении всех национальных групп. Причиной стала террористическая атака на США 11 сентября.

В украинском обществе существует социально-политический негативизм по отношению к власти и в отношении к собственному государству. Но когда Россия начала широкомасштабную агрессию, отношение к государству изменилось. Украинцы ощутили ценность своего государства, поняли, что оно их защищает, оно им необходимо. Кризисные события привели к быстрому изменению общественного мнения.

В прошлом году социологическая группа «Рейтинг» провела два замера. Уже в апреле 2022-го теплое отношение к беларусам оставалось только у 22% украинцев (в августе — у 10%). В то время как холодное восприятие беларусов быстро выросло (с 33% в апреле до 52% в августе).

То есть к августу уже абсолютное большинство украинцев плохо относились к беларусам. При этом многие оставались нейтральны (около трети украинцев). И отношение к беларусам продолжает ухудшаться. В новостях периодически проходит информация о том, что вот-вот из Беларуси пойдут танки. Какое отношение на фоне этой информации может иметь украинец?

Почему Лукашенко был «абстракцией сильного лидера» — и это привлекало украинцев

Лукашенко долгое время был в топе рейтинга международных политиков в Украине. У него сложился образ сильного лидера, который ассоциируется с возможностью решить хронические проблемы, например, коррупцию. Что украинцам важно.

Еще в 2018-м 39,3% украинцев высоко оценивали Лукашенко, и лишь малая часть (15,3%) — низко. Пока Лукашенко был где-то там далеко, а его фигура была абстракцией, к нему относились хорошо. Но если мы в Украине сталкиваемся не с абстракцией, а с конкретными вещами, поддержка исчезает.

В 2020 году, когда украинцы примерили поступки этого человека к своему опыту, Лукашенко сильно потерял — низкие оценки увеличилось до 36,4%, средние снизились до 33,9%, высокие — до 29,7%. То есть раньше оценки были средние и высокие, теперь — средние и низкие. И процесс переосмысления фигуры Лукашенко продолжился. Украинцы поняли, что его власть в Беларуси антинародна.

Уже в 2021-м почти половина украинцев (48,1%) оценивало его низко. И только 16% ставили ему высокую оценку. А в условиях войны есть все основания полагать, что плохое отношение к Лукашенко уже превысило 80%. Но здесь кроется неприятная новость: негативный фон распространился и на отношение к беларусам.

Разделяют ли украинцы Лукашенко и беларусов

Если мы вспомним 2014-й, отношение украинцев к России сильно ухудшилось в 2014 году после аннексии Крыма. Однако к россиянам тогда оставалось позитивное, потому что украинцы разделяли Россию и россиян. После 24 февраля 2022-го украинцы стали одинаково плохо воспринимать и РФ и ее граждан.
Та же ситуация повторилась и с беларусами, когда стало известно, что Беларусь участвовала в нападении. Только 10% украинцев не считают Беларусь участницей конфликта. Возможно, это те кто видит беларусов жертвами.

Есть ли у украинцев основания считать, что большинство белорусов не поддерживает Лукашенко? Тут логика такая: не только общая пассивность жителей Беларуси сделала возможным ее участие в войне против Украины, но и содействие всего институционального аппарата (транспорта, медицины, ВПК, различных сервисов). Ведь деятельность всех этих институтов обеспечивают обычные беларусы. 

По данным BAW, март 2022-го

«Я знаю, что были (и есть — прим. KYKY) партизаны, что эти люди были задержаны, читал про сроки. Мы знаем, что воюет подразделение беларусов в составе ВСУ, читал интервью с ними. Но почему мы должны считать, что большая часть общества разделяет их взгляды? Ведь мы оцениваем население в целом, а не какие-то отдельные его группы», — говорит Дембицкий.

Каким будет отношение к беларусам после войны?

Многое зависит от того, как будет развиваться война. Будем рассматривать положительный сценарий: в России началась борьба элит, смутное время, Беларусь вышла из-под влияния, к власти в Минске пришли демократические силы. «В таком случае отношение к беларусам у украинцев улучшится намного быстрее, чем к русским (по правде, я вообще не вижу предпосылок для того, чтобы улучшилось отношение к русским)»,  — говорит Дембицкий.

​​​​​​ По данным Chatham House, август 2022-го

«У меня, как у социолога, есть все основания считать, что в России антиукраинская настроенность тоже будет сохраняться очень долго — вне зависимости от того, как завершится война. Они будут считать многие территории или даже всю территорию Украины своей. Думаю, беларусы так не считали и не считают. Изменение отношения к ним будет происходить легче»,  — говорит Дембицкий.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Беларуски выпустили проект о женщинах в ИТ. В сети заполыхало. Теперь авторки говорят, что ИТ — «мужская песочница», им отвечает техлид WG

Боль • Ольга Кузеева

Что триггерит беларуских мужчин — налоги, цены бензин, безработица — возможно, и это тоже, но сегодня мы расскажем о другом: как бурную дискуссию вызвало исследование о женщинах в ИТ, где говорится о сексизме, который не до конца побежден в нашей стране, и как, по мнению авторок проекта, это характеризует беларуское ИТ — чтобы разобраться, остается ли сфера «мужской», в тексте присуствует реальный айтишник из Wargaming (а вы пишите в комментариях, с кем из героев текста согласны).