интервью с которым опубликовал KYKY: «Может к пятидесяти годам уже стоит научиться говорить от своего лица, а не от лица всех белорусов. Попробуем? „Я — мещанин, абыяковый сонный хоббит“, „Я существую в канаве и агрессивен по отношению к другим“. Честнее так, не?»
«Прочел на KYKY интервью своего бывшего однокурсника Михаила Лашицкого в связи с его премьерой «Матушки Кураж» по пьесе Бертольда Брехта. Не знаю — то ли плакать, то ли смеяться. Этот поток советских банальностей с претензией на истину в последней инстанции просто неловко читать. «Мы — мещане, абыякавые сонные хоббиты», «творческие белорусы — хоббиты, мы существуем в своих канавах и агрессивны по отношению к другим» и т. д. Может к пятидесяти годам уже стоит научиться говорить от своего лица, а не от лица всех белорусов. Попробуем? «Я — мещанин, абыяковый сонный хоббит», «Я существую в канаве и агрессивен по отношению к другим». Честнее так, не?
Но отдельно хочется процитировать глубочайшие размышления Михаила про «Свободный театр», которым может позавидовать сам главный редактор «Советской Белоруссии». «Если в любой стране начать что-то делать против власти, рано или поздно случится что-то подобное» — хотелось бы, чтобы Михаил уточнил, на какие он страны равняется. Китай, КНДР? Да, там действительно может случится что-то подобное. Наверное, режиссер просто не в курсе, что в большинстве цивилизованных стран:
a) власть меняется регулярно;
б) власть часто становится объектом критики творческих людей, а театр социально и политически очень активен.
Даже в путинской России в частном «Театр. Док» идет спектакль-сатира «БерлусПутин», что просто немыслимо в белоруской действительности.
Далее. «Везде можно добиваться своих целей, но смотря в какой форме ты это делаешь. Если изначально это происходит в оскорбительной(!) и провокационной(!), то… (тут, видимо, маэстро задумался еще крепче) Мне в принципе не понятна эта ситуация. Изначально люди задались целью оказаться в уютном мирке Запада(!!!). Их многие вещи не очень связаны с родиной, они больше популистские. Как и зачем можно заниматься театром на чужбине, я не представляю». Михаил не понимает, не представляет, но осуждает! Читаем дальше: «У театра есть не тривиально прямые, традиционные ходы, он всегда(!) существовал подтекстами и между строк». Дальше много воды, и вот мое любимое: «Когда спектакль провоцирует, я не знаю, театр это или просто агитбригада». Всё, убил.
У меня есть серьезные сомнения, прочел ли Михаил пьесу, которую поставил. И вообще, в курсе ли он, кто такой и чем занимался Бертольд Брехт?
И хоть Михаил доучивался в Москве в Центре Мейерхольда, про самого Мейерхольда (на чьих репетициях, кстати, присутствовал Брехт) и за что НКВД расстрелял великого режиссера, я спрашивать не буду…