начале – и здесь вы неизбежно увидите то, что звучало из каждого ларька с беляшами, крепитесь.
Зачем подводить итоги? Зачем этим из года в год занимаются уважаемые издания Guardian, Q Magazine, Spin, Rolling Stone, Fact, Billboard и чуть менее уважаемые блоги и ресурсы Pitchfork, Gorilla vs Bear, Stereogum? Тот же LookAtMe, наконец? Нам представляется, что от всего этого предновогоднего ерзанья неуловимо веет чем-то языческим. Эдакий дух масленицы – собери и сожги все старое, чтобы встретить все новое. А также людские суеверия о том, что нужно вернуть все долги и убраться в своем жилище, чтобы Новый год встретить порядком в материальном мире и духовном (списали из настенного календаря своей соседки, тети Любы). Вот поэтому на нас и обрушиваются ежегодно эти разложенные по коробочкам и подписанные итоги. И по тем же причинам нам хочется обобщить все увиденное и услышанное с нашей, белорусской, колокольни. Приступим.
№1.
Неизвестность. Ну или слабая попытка скрыть свою личность... на волне дикого шума вокруг нашей любимой iamamiwhoami, ныне задетекченной как шведка Джонна Ли, а также Неизвестного Исполнителя с хитом Трек 1, только ленивый не попробовал скрыть свою личность. WU LYF, Is Tropical и с добрый десяток других подпольных команд кинулись закрывать лицо кухонными занавесками, мазаться гуталином и надевать на голову чулки. Шутки шутками, но в некоторых случаях такому поведению есть адекватное объяснение – абстрагирование от собственного «я» в пользу чистого творчества, в пользу незамутненного представлениями об авторе как о человеке, впечатления. Похвально и не лишено смысла, но так это или нет, мы узнаем только когда лицо будет предъявлено слушателю.
WU LYF - World Unite/Lucifer Youth Foundation
№2.
Хип-хоп в этом году полноправно стал главным моментом в мейнстриме, впервые за долгие 10 лет. Повторный путь от гангста-рэпа до невероятно модного и актуального направления в музыке был долог и тернист. Балования таких не совсем уместных исполнителей, как Фифти Сент или совсем ушедшего в попсу Эминема, протаривали дорогу долго и упорно. И теперь не столько в качественном исполнении, сколько в отношении хип-хоп стал главной точкой развинчивания музыки.
Nicki Minaj
Мы немного подозревали, что этот жанр может быть интересен не только узкому кругу почитателей, но и всем любителям поп-музыки. Во-первых, Канье Уэст – главный суперстар года, великий выдумщик и мера всему. Ники Минаж – главная чика хип-хопа десятых, подарившая Рианне свои розовые волосы, привнесла задор и напор. Кажется, сам Господь наделил девушку даром устраивать шоу не только в виде «одеться поярче и прийти голой в ресторан», а в песнях – там карнавал и хэллоуин одновременно. Блистал в этом году и рэпер Дрейк, который в итоге оказался во всех списках лучшей музыки (многим известен в первую очередь как чувак из последнего клипа опять Рианны – она нам заплатила, если что). Джей-Зи уже официально самый крутой рэпер, как в 90-х Пафф Дэдди, держит в своих руках львиную долю пирога; а уже весной Доктор Дрэ вернется с новым альбомом и покажет всем, кто в доме хозяин. Вставляем золотые фиксы и вспоминаем, как рифмовать, это затянется надолго!
Kanye West
№3.
Группа Hurts – черно-белые песни о любви года. Саспенс года. Модные фотографии года. Уложенные с божьей помощью челочки года. В какие слащавые дали увели нас исполнители приятного, в общем-то, сингла Wonderful Life, какую банальную игру на имидже показывали весь год. Уже можно не обсуждать перспективы их возможного развития, ведь итог все равно один – песня «Wonderful Life» (и последующие по инерции подергивания в разных тональностях). Любая юная особа на районе непременно скидывает своей подружке по блютузу вместе с новыми хитами певицы Максим и Басты. Но даже если мы устраним свое пренебрежение группой Hurts из-за их критической успешности, то все равно, просмотрев альбом, ничего больше толкового не найти – сопли и слезы. А неплохо ведь начинали!
Гурт «Болi». Разбiтае сэрца пацана.
№4.
Дети. Это как истории, когда милой наружности создания творят чистое зло. Как пушистики, зубастики и гремлины, которыми хочется любоваться и трогать, выедали людей целыми народами. Поэтому опасайтесь умиляться юному бабнику Джастину Биберу (14 лет от роду) или чуть позже проявившейся Уиллоу Смит (9 лет, господи Иисусе, имеющей ДНК главного борца с пришельцами Уилла Смита), играющейся со своими волосами на публике. Для детей такие истории никогда не заканчиваются хорошо: Макалей Калкин, сошедшая с ума Бритни Спирс, Линдси Лохан и глубоко несчатный, покинутый всеми, Майкл Джексон, земля ему пухом. Дети в поп-музыке – это хоррор.
Willow Smith
№5.
Что в имени тебе моём, о Витч-хаус?
Оно умрет, как шум печальный,
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
▲ ▲ ▲
5 января 1830
Если и после развернутого пояснения Александра Сергеевича у вас остались вопросы о том, что же такое витч-хаус, мы не знаем, чем вам помочь. Надеемся только, в следующем году оно не понадобится. Музыкальный стиль появился, разгорелся и сжег сам себя на ведьминском костре за считанные месяцы, оставив горки пепла групп с нелепыми названиеми на Last.fm: †‡†, oOoOO, Gr†LLGR†LL, ///▲▲▲\\\, ℑ⊇≥◊≤⊆ℜ... Чур-чур! Но Salem – группка ок.
№6.
Мазерхуд. Поздравляем вас, друзья, желание всех патриотичных и идеологичных заставить нас слушать и любить белорусскую музыку в этом году, можно сказать, уже увенчалось успехом. Пару лет подряд у нас появляются интересные музыканты, которые несут свет нашим картофельным ушам. Теперь их даже любят в ближнем зарубежье (то есть в России) – свое всегда приятней. В гостях хорошо, а дома лучше – справедливо и точно замечают народные поговорки. И можно смотреть и завидовать россиянам, а иногда даже украинцам, у которых на огромных просторах выращиваются «Наркотики», «Моторама», «Тесла Бой», MoreMoney, «Падла Бир Аутфит» и многие другие. Но с прошлого года экспансия родственных белорусских коллективов «Петля Пристрастия» и «Кассиопея» на русские просторы с городостью позволяет говорить: «Я из Беларуси, да, пили как-то вместе с Ильей Черепковым». В этом году еще добавился Антон Кривуля (Канье Уэст славянской музыки) и его проект «Мох». Гипнагоджик-альбом, который в одну шеренгу становится с главными модными группами мира. Но осознание, что это сделал белорус, неимоверно греет душу. Еще пару таких лет и душа может перегреться.
«Кассиопея», «Мох»
№7.
Можно, конечно, предположить, что гопники – они и в Африке гопники (Jack Parow + Die Antwoord). Но выбирая между спальными районами нашего славного города и гопниками в поп-музыке, мы указываем перстнем именно на вторых. Видите ли в чем парадокс: гопники как живые люди (реальные пацаны и дивчонки) не очень привлекательны, но как воспроизведение шпанного дискурса – это пожалуйста, очень забавно и втройне востребованно. Ну ладно, сериалы про гопников на ТНТ смотрят реальные гопники и им сочувствующие. Но культивируют музыкальных гопников (семь раз слово повторили, пожалуй, хватит) совсем другие люди. Разумеется, эти проекты сделаны людьми, которые используют это как платформу для творчества, но сами никоим образом с этим не соприкасаются во многом. Такая странная закрученная детективная история про мотивацию, что непременно хочется, чтобы лучшие умы двигались в этом русле и, наконец, разрешили все вопросы. Ну и песни задорные и прилипчивые, а это очень многое для поклонников поп-музыки.
Die Antwoord
№8.
Разочарования. В этом году коллектив «Интерпол» заработал себе непрерывно горящие уши и страшный отток поклонников. Главная номинация «Разбитые надежды» вручается именно им. Очень знаковая группа нулевых, в которой дорогой и любимый Пол Бэнкс изливал душу на слушателя, согревая всех правильной интерпретацией юношеских проблем, бас-гитарист Карлос Дэнглер затрагивал каждую частичку души своими уместными аккордами, Дэниэл Кесслер в нужных моментах подпевал и создавал необходимые тонкие моменты, а Сэм Фогарино заствлял сердце выстукивать по велению своих барабанных палочек. Многие нашли в этой группе «ту единственную», с которой хотелось провести всю жизнь вместе и умереть в любой день. Но как часто бывает, однажды заметили, что и лицо как брюква и от голоса тошнит.
За это картинки им не полагается.