photo: www.redbull.lt
Давай поговорим о твоей музыкальной карьере. Ты играешь на фортепиано с четырех лет. А что подтолкнуло тебя к созданию музыки?
Эта идея приходила мне в голову два раза и по двум разным причинам. Когда я играл джаз, то это всегда была музыка, написанная кем-то другим. А играл я в то время с отличным ударником из Австралии. Однажды он спросил у меня: «Почему ты не пишешь свою музыку?» Я не знаю, почему сам раньше об этом не думал. Но как только я начал сочинять, то уже не мог остановиться. Это было для меня открытием нового мира. Я был таким счастливым, когда нашел новый способ самовыражения!
С какими проблемами ты сталкивался, когда был молодым музыкантом?
Мои родители в меня не верили. Я как-то пришел из школы и сказал: «Когда я закончу школу, то поеду в бостонский музыкальный колледж!» А они просто посмеялись. Но я все-таки поступил в этот колледж! Родители – это вообще смешная штука. Те, кто не поддерживают, начинают понимать, что их ребенок чего-то добился, только после выхода альбома или рецензии в газете. Я вырос в Новой Зеландии, это были 90-е. В то время там не существовало крепкой локальной сцены. Это не остановило меня – я создал себе необходимые возможности. Вообще-то, я могу сказать, что я счастливчик. Не было у меня серьезных трудностей. Но что действительно тяжело, так это найти свое особенное звучание. Но я начал как инструменталист и потом стал сочинять, постоянно слушал музыку разных стилей, общался с другими музыкантами. Это и помогло мне найти свой путь.
Mark de Clive-Lowe: Red Bull Music Academy Workshop from never befound on Vimeo.
Кто из музыкантов повлиял на твое звучание? В интервью ты часто упоминаешь Майлза Дэвиса, но он же не единственный?
Определенно! Но если говорить о Майлзе Дэвисе, то я имею в виду его не только как трубача. Прежде всего, он невероятно креативный музыкант. Он всегда был открыт для нового. Ну а кроме него, из джазовых музыкантов – Херби Хэнкок, продюсеры – Квинси Джонс и Чарльз Степни, в бит-культуре – огромное, огромное влияние Джей Диллы, в соул музыке – все великие исполнители, но альбом D’Angelo «Voodoo» изменил мою жизнь! Я стараюсь не копировать музыку, которую люблю, а вдохновляться звучанием и все делать по-своему.
У тебя огромное количество коллабораций с музыкантами со всего мира, но ведь остался еще кто-то, с кем ты не успел посотрудничать?
Да-а-а! Это Херби Хэнкок, D’Angelo, Q Tip; я бы хотел записать что-нибудь с Эсперансой Спалдинг. Этот список, пожалуй, бесконечен, но Херби и D’Angelo в нем определенно первые. Есть еще множество битмейкеров хороших. О! Я бы провел денек-другой в студии с Канье Уэстом и Тимбалэндом.
Как разные страны, в которых ты жил, повлияли на твою музыку? Я читала, что в юности ты получил стипендию и объездил огромное количество стран.
Это была годовая стипендия, которая до неузнаваемости изменила мою жизнь. Я провел три месяца на Кубе, встретился с Амадито Вальдесем (участник компиляции Buena Vista Social Club – прим. авт.) и другими легендарными музыкантами. Знаешь, кубинская музыкальная культура невероятно богата! До этого я никогда раньше не был в стране, где ритм и музыка – продолжение каждого человека. Лондон полностью сформировал меня, там я реализовался как продюсер. Я там постоянно находился среди людей, у которых были другие музыкальные влияния. Англия – это невероятный музыкальный котел, джангл не мог возникнуть в какой-то другой стране! Но в нем прослеживалось влияние американской музыки. Англия пропитывается влияниями всего мира и все равно отбрасывает их. Мол, нам это нравится, но мы сделаем кое-что свое. Эта смесь стилей всегда удивляла меня. Сейчас я живу в Лос-Анджелесе, а это совсем другое дело. Я работаю с отличными музыкантами, Америка возвращает меня к старому джазовому звучанию.
artwork: artistdata.sonicbids.com
Можешь вспомнить свое первое выступление?
Я уверен, что мое первое выступление не было самым лучшим (смеется). У меня было достаточно запоминающихся концертов. В Лондоне есть бар Mau Mau. Там мои друзья делают еженедельные вечеринки Jazz Refreshed. Каждую неделю выступает новая группа – это маленький уютный бар, саунд-система в нем ужасная, но атмосфера удивительная! Там собираются настоящие меломаны, все приглашенные артисты – большие профессионалы и таланты. В этом месте у меня было несколько отличных выступлений. Недавно у меня был концерт в Окленде, штат Калифорния. Клуб там был забит просто под завязку, и был настоящий рэйв! Только я первую ноту сыграл, уже все кричали – ну а потом кричали, потели и танцевали. Еще я часто люблю импровизировать на концертах, но многое выходит не так, как я планировал, но в хорошем смысле. Все важно: атмосфера зала, настроение публики, голодный я или нет. Иногда бывает, что выступаешь перед публикой, которая не знает твоей музыки. Это не очень просто, но со временем я этому научился. А вот когда люди, пришедшие на концерт, готовы отправиться в путешествие вместе со мной – это значит, что будет много веселья.
Знаешь, очень часто в последнее время я слышу, что рекорд-лейблы отживают свое, музыканту надо заниматься распространением музыки самому или вообще делать ее свободной для скачивания и зарабатывать на концертах. Ты поддерживаешь эту точку зрения или веришь в необходимость рекорд-лейблов?
Я согласен, что лучший способ зарабатывать деньги – это выступать, независимо от того, подписан ты на какой-либо лейбл или нет. Если у тебя есть контракт с лейблом, ты можешь ничего не получить от продаж. Если же у тебя нет контракта, ты все равно можешь ничего не получать от продаж. Ну а если люди пытаются как-то заполучить твою музыку, покупают они ее, воруют или скачивают бесплатно, то они придут на твой концерт и заплатят за билет. Много групп, особенно в Штатах, зарабатывают огромные деньги, продавая диски во время концертов. Это интересно, потому что я не знал о таком, видел это в Англии и Европе пару раз, но в Америке это будто часть культуры. Когда концерт заканчивается, музыканты спускаются со сцены, общаются с людьми и продают диски. Люди очень ценят эту связь с артистами. Вот как еще можно зарабатывать деньги, если, например, ты подписан на независимый лейбл. Я думаю, лейбл, если это правильный лейбл, предоставит музыканту все ресурсы для продвижения, а не просто отправит его трек какому-нибудь знаменитому блогеру. И если лейбл готов помогать, то не грех с ним поработать. Если же говорить о независимых андерграундных музыкантах, может, им это и не нужно. Некоторые из таких подписываются на Warp Records, записывают трек с Томом Йорком, и все это покупают! (Смеется.)
Ты работал с независимыми и мейджор-лейблами, какой вариант больше подходит тебе?
Тот, который работает. На этот вопрос нет короткого или длинного ответа. Иногда на одном лейбле подписаны разные музыканты, рассказывающие совершенно разные истории. Музыкант должен много работать, и не важно, на каком он лейбле. Есть, кстати, музыканты, которые любят жаловаться: «Лейбл не делает для меня того, лейбл не делает для меня сего». Надо все делать самому.
Можешь назвать пару лейблов, которые, по твоему мнению, влияют на современный звук?
У Stones Throw отлично идут дела! Интересно, как этот лейбл приобретает все больше и больше разнообразия. Вот Ninja Tune все еще на волне, Warp не перестает удивлять. Таких лейблов сейчас осталось мало.
А свой лейбл думал когда-нибудь основать?
Да я даже делал это дважды! Может быть, я даже сделаю это и в третий раз. В 90-х у меня был независимый джаз-лейбл в Новой Зеландии. После этого я основал digital-лейбл и выпустил несколько EP на нем. И это было весело, но у меня никогда не было достаточно времени для руководства лейблом. Сейчас я подумываю о том, чтобы основать хаус-лейбл, который будет digital-only и выпускать семидюймовые пластинки. В таком деле все должно быть очень продумано, нужно, чтобы была рядом хорошая команда. Но выступать, работать в студии, руководить лейблом и практически не иметь свободного времени – это слишком для меня. Поэтому что-то придется оставить. Я становлюсь старше и старше, мое свободное время становится все важнее для меня.
Ты продолжаешь следить за музыкальной сценой Новой Зеландии? У вас там отличные Electric Wire Hustle, Julien Dyne…
Эти ребята, кстати, то поколение музыкантов, которое пришло после меня. Мы все знаем друг друга, там не такая большая музыкальная сцена. Ударник из Electric Wire Hustle, Майли, сейчас работает над своим альбомом, я поработал с ним над парой треков. Он отличный ударник, лучший из всех, кого я слышал в последнее время. Я постоянно поддерживаю связь с новозеландской сценой, иногда езжу туда, иногда ребята приезжают в Лос-Анджелес. Когда я был моложе, все было не так; сейчас в Новой Зеландии происходят интересные вещи.
Можешь рассказать немного о твоем проекте Church, который ты реализуешь в Лос-Анджелесе? Твое джаз-трио – это часть проекта?
Да-да. Мне очень хотелось сделать серию ежемесячных мероприятий в Лос-Анджелесе, и у меня ушло около года, чтобы начать. Я все пытался придумать, что это будет, где и как. Я выбрал место, которое называется Angels, там атмосфера 1930-х, это такой небольшой лаундж-бар. В начале я играю на рояле, со мной бас-гитарист и ударник. И это сет чистого джаза. Как только мы заканчиваем, то убираем все стулья и столы, и начинает играть приглашенный DJ, кто-нибудь приносит MPC… Получается что-то вроде jam-session. У нас джеммил Ohmega Watts, Sy Smith. Приятно видеть, что этот проект стал частью сцены Лос-Анджелеса.
Ты недавно упомянул в своем блоге, что в 2010 году ты снова стал играть на акустическом пианино, которое было твоим первым инструментом. В этом году ты планируешь работать в акустическом ключе?
Я планирую много чего! (Смеется.) Я думаю о работе с биг-бэндом сейчас. У меня новый альбом выходит в начале лета, но я уже думаю о следующем альбоме, и он наверняка будет склоняться к джазовому звучанию.
photo: www.redbull.lt
Дата выхода нового альбома еще не анонсирована?
Вообще-то нет. Альбом называется «Renegades», я думаю, он выйдет в конце июля. Альбом – это что-то вроде моста между моим лондонским опытом и жизнью в Лос-Анджелесе. В записи участвовали музыканты с обоих сторон океана – Bembe Segue, Omar, Miguel Atwood-Ferguson и много других. Все эти люди сейчас близки мне, и у нас все получилось.
Можно сказать, что некоторые части планеты в музыкальном плане очень активны. Но есть еще больше мест, где музыканты и молодые продюсеры не имеют доступа к ресурсам музыкальной индустрии. Ты видишь какое-то решение этой проблемы?
Сейчас, если у музыканта есть доступ к быстрому интернету, то нет прощения его бездействию: можно находиться в Сибири и посылать биты рэперу в Нью-Йорк, чтобы делать совместные композиции. Нет причин музыку не делать. Те, кто пытается делать карьеру в том, что они любят, всегда готовы сотрудничать с теми, кто стремится к тому же. Те, кто чувствует себя отрезанными от остального мира, просто начните искать в сети тех музыкантов, с которыми хотите работать или от кого хотите получить совет. Всегда найдется несколько человек в одном городе, кто делает похожую музыку. С электронной музыкой приблизительно так дела и обстоят. Есть много людей, которые сидят в своих комнатах в наушниках с лэптопами и пишут музыку. Нужно объединяться, чтобы рядом были люди, которые могут помочь.
Ты пользуешься сервисами Soundcloud или Bandcamp, чтобы искать новых музыкантов?
Я пользуюсь soundcloud и только недавно стал понимать, какой это простой сервис. На заглавной странице, где у меня обновления все видны, если я нажму play, то у меня все композиции будут по порядку проигрываться! Это очень просто и удобно. Bandcamp не пробовал. А Soundcloud устроен таким образом, что можно постоянно прослушивать новую музыку, не прилагая к этому никаких усилий.
Что ты думаешь о будущем электронной музыки? Сейчас многие музыканты возвращаются к аналоговому звучанию, хотят делать музыку своими руками.
Я не знаю, не знаю. Думаю, каким бы ни был инструмент, лэптоп это или банджо, нужно выжимать из него максимум возможного. Вот Flying Lotus, например. Не все могут любить и понимать его музыку, но он невероятно хорош в том, что делает. Или вот Джеймс Блейк, например: его звучание – это нечто! Если музыка мастерски сделана, то чувствуешь уважение к человеку, создавшему ее. А это что-то значит. Значит, что человек был дисциплинирован в своем развитии. Мне еще очень нравится, когда люди чтят историю. Это не значит звучать как в прошлом, это трепетное отношение к истории музыки. Пока буду видеть все это в других музыкантах, я буду счастлив.