Российский «КоммерсантЪ» опубликовал краткий пересказ, по словам издания, программы экономической (и только) интеграции Беларуси и России. Это радикальный проект, подлинность которого подтвердили в правительстве России. Журналисты уже заметили, что плотность интеграции по этому документу выше, чем в ЕС. KYKY рассказывает, какими инсайдами «КоммерсантЪ» запугал беларусов.
Какое будущее пророчит этот документ:
• Конфедеративное государство планируют создать уже с 2022 года. Причем вряд ли оно станет равноправным для всех сторон: экономика России в 29 раз превышает беларускую.
• «КоммерсантЪ» утверждает, что документ уже одобрен премьер-министрами Румасом и Медведевым.
• Единый внешнеторговый режим и Гражданский кодекс, унифицированный учет собственности и сходные соцгарантии.
• Почти объединенный банковский надзор, но с двумя центробанками.
• Единый регулятор рынков нефти, газа и электроэнергии и гармонизированное госрегулирование отраслей. «Речь идет о поглощении сильно огосударствленной экономикой России почти полностью государственной экономики Беларуси на уровне управления», — подчеркивает «КоммерсантЪ». Это гораздо глубже, чем в ЕС.
• Взаимная отмена роуминга с 1 июня 2020 года.
• Объединение налоговых систем: в планах в Союзном государстве России и Беларуси к 1 апреля 2021 года принять единый Налоговый кодекс.
• Единая таможенная политика — вплоть до совместных таможенных рейдов, общей информсистемы и едва ли не общей таможенной службы.
• Общая энергополитика. Документ предполагает создание «единого регулятора» рынков газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии — также без подробностей.
• Единые принципы «специальных экономических мер». Судя по всему, здесь имеют в виду контрсанкции.
• Общая социальная политика. С января 2022 года два государства в рамках Союзного государства хотят вести «согласованную политику» на рынке труда и в сфере соцзащиты. Но обещают лишь «сближение уровня» соцгарантий и в будущем — «равные права» граждан двух стран.
• Два министерства экономики — российское и беларуское — к 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту».
• Кроме ТЭК (топливно-энергетический комплекс), в планах выработать единый набор норм регулирования «промышленной политики». Что бы это ни значило – режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.
• К 2021 году взаимный единый доступ к госзакупкам.
• Единая система учета собственности и унификации хозяйственного законодательства.
Ни слова в документе нет о:
- Об объединении эмиссионных банков и единой валюте (о гармонизации макроэкономической политики, унификации валютного контроля, объединении платежных систем и частично едином режиме защиты инвестиций центробанки и минфины двух стран намерены договориться). Хотя документ яро подчеркивает, что речь идет только об экономичесской интеграции.
- О конкретных договоренностях о судьбе «единого» бюджета Союзного государства.
- Об обороне, госбезопасности, судах, правоохране и вопросах МВД, образовании, здравоохранении, науке, а также госуправлении – то есть не назначили главного.
P.S. Комментарий политолога Артема Шрайбмана:
«Нашумевшая статья Коммерсанта о том, как мы с Россией вот-вот сольемся в конфедерацию, – лучший пример, почему надо во всех школах учить медиаграмотность.
Первое правило – разделять оценки автора и фактуру в тексте. Автор сначала пишет о радикальном документе, интеграции теснее, чем в ЕС, а потом сам же признается в размытости большинства формулировок в документе.
На секунду представим, что все факты из текста – правда, а не вброс, чтобы позлить Минск. Даже в этом случае слив не добавляет практически ничего нового к тому, что мы знали раньше.
По порядку. Отмена роуминга с 1 июня 2020 года. Этот дедлайн переносится уже раз третий. Переговоры идут больше двух лет. Верю, что получится к концу третьего года их завершить. Без иронии, это пустяковая задача, странно, что она столько заняла.
Якобы есть договоренность о едином налоговом кодексе к 2021 году. При этом каждая страна сохраняет свой бюджет и свои налоговые службы. То есть речь просто о переписывании национальных законов под одну модель.
Я очень сомневаюсь и в этом. Много об этом писал – перелопатить такие огромные документы в такие сроки невозможно. Скорее всего, дело опять закончится едиными подходами к налогообложению или какой-то такой абстракцией.
Дальше Коммерсант пишет о единой таможенной политике. Но неясно, чем она будет отличаться от того, что есть сегодня в Таможенном союзе.
Непонятно и кто будет руководить единым регулятором газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии. Если Беларусь и Россия на равных, это не примет Москва. Если пропорционально весу стран, этого не примет Минск. Все остальное – это простые переговоры столиц, то есть то же самое, что есть и сегодня.
Если верить Коммерсанту, то в остальных сферах – макроэкономической политике, банковском надзоре, валютном контроле, хозяйственном законодательстве, промышленной политике, экономических санкциях против третьих стран - стороны лишь договорились о единых принципах работы. Это не объединение, не интеграция, а простое бла-бла, которым они занимаются уже 20 лет.
А роуминг пусть уже отменят наконец-таки. Дело хорошее. А то вынужден писать этот текст на пересадке в Шереметьево не с нормального мобильного интернета, а с тупящего вайфая в аэропорту.
P.S. А еще это история о провале в информационной политике. Беларусы сами обещали опубликовать программу. Затянули. Получайте натягивание совы на глобус и раздувание слонов из Москвы и панику в инфопространстве. Наверное, надо принять еще пять концепций инфобезопасности. Тогда заживем».
P.P.S. Комментарий пресс-секретаря Лукашенко Натальи Эйсмонт
«Все громкие термины, используемые в приведенной статье, — конфедерация, федерация и т.д. — мы бы предложили оценивать как досужие журналистские штампы. <...> В интеграционных же процессах мы идем на те шаги, которые экономически целесообразны. Никаких совместных органов не создается — к этому страны не готовы. <...> Программа станет Программой, только тогда, когда ее подпишут Президенты и она будет принята на высшем Госсовете в декабре — опять же, если стороны будут к этому готовы. Пока работа продолжается».