Я приезжал в «Хулиган» несколько раз в год. Мы были с одним-двумя друзьями, наш возраст – 35-42 года. Каждый в чем-то да состоялся. Особенно удалась жизнь Михаилу. Еще в 1990-х сколотив капитал на чем-то не сильно богоугодном, он давно и более-менее успешно вкладывается в начинания, которые сегодня надо называть не иначе как стартапами. А то не поймут. Еще пара человек из нашей тусовки не достигли таких высот, но и нам есть о чем вспомнить.
Мы доросли до той поры, когда плевать на все. Мы можем приехать на такси и разлить дорогой виски по бокалам прямо в авто. Наплевать на скепсис окружающих. Заходя в любое заведение, необходимо его – заведение – покормить. Сделать приличный заказ – мы же в гостях, а не дома. Вчера ходили в «Хулиган», сегодня это больше «Верх» с его любопытной атмосферой, которую создают узкоштанные философы на грязных лестницах. У барной стойки – очередь, особенно если это лето и суббота. Поневоле видишь и слышишь то, что вокруг.
Михаил говорит с кривой ухмылкой: «Видишь вон то чудо? На тонких длинных ногах. Вот этот аист завалил мне всю рекламную кампанию в прошлом году. Мне некогда было нанимать рекламное агентство. Ну, знаете, брендинг и вся «бижутерия» – достаточно было толкового фрилансера. Моя секретарь, которой самой по пятницам не сидится в офисе, порекомендовала этого. Сам не знаю, почему согласился. Обычно пользуюсь услугами агентства, с него хотя бы есть спрос. Видимо, от усталости согласился.
И что ты думаешь? Конечно, все сразу все пошло не так. Дизайнер запросил встречу. Хорошо. Я потратил полчаса, чтобы объяснить концепцию. Он слушал с живым интересом, после чего, отслушав полчаса монолога, попросил бриф. Я чуть не «втащил» ему: зачем тебе бриф, если я уже выступил перед тобой артистом разговорного жанра? Пересказывать бриф на встрече – дикая потеря времени. И знаешь что? Это чудо начало выливать на меня потоки вежливостей и банальностей: «Вы знаете, мир двигается к тому, чтобы снова начать делать личное общение важным». Твою мать! Я не отвечал на звонки, готовился к встрече, а в итоге он сидит и рассказывает мне про новейшие тенденции жизни. Но и этого мало!
Он пропускал абсолютно все этапы и в итоге прислал работу… Красивую, но непонятную.
Самое главное – не соответствующую нашему многострадальному техническому или творческому заданию, как угодно назови. И знаешь, что мне ответил на мои претензии: он искал путь! Путь он искал», – почти разорался мой друг Михаил, в том время как дизайнер безуспешно пытался ловить его глазами, чтобы поприветствовать приветливой ладошкой. «Может, сейчас втащить ему? А, фиг с ним», – сказал грустно Миша и допил свой бокал до дна.
Я понимаю Мишу. У меня самого, хоть я и не такой делец, были немалые конфликты с исполнителями-хипстерами. Без них город выглядел бы скучнее, факт. Так забавно наблюдать, как из подворотенки выходят двое в болотных куртках, узких потертых джинсиках и бейсболке. Но когда дело касается бизнеса, я шарахаюсь от хипстеров и делаю все, чтобы моя профессиональная деятельность с ними не пересекалась. Выделил у них шесть грехов:
Грех первый. «Заваленные» сроки
Это норма. Тебе пришлют работу вовремя в 20% случаев. Но при этом хипстер не будет искать вымышленные причины. Лучше бы искал, но нет – он начнет умничать. «Знаете, сегодня в Западной Европе существуют тенденции, которые применимы в нашей стране, и я их пробовал адаптировать», – промямлит дико вежливо он. Да кто ж, твою мать, против, адаптируй что хочешь, но дай результат! Не дает вовремя или, что тоже бывало, не дает вообще.
Грех второй. Ненормативная вежливость
Когда тебе не присылают полиграфию и, заикаясь, извиняются – это бесит. На месте глупых, тончайше вежливых извинений хотелось бы услышать профессионального менеджера по клиентам, который быстро и четко объяснит тебе причины и сроки. Возможно, сроки позволят тебе понять и простить. Но когда это происходит в исполнении илистой рыбы, хочется взять и просто убить этого человека. Мысленно.
Грех третий. Недалекость и пафос
Вот он ухватил что-то, что уже слышал. Но поскольку просидел полрабочего дня в стоячей кофейне со стаканчиком, то половину посылов и тенденций ловит разве что по верхам.
Хочется, чтобы человек сразу понимал задачу, и справедливости ради – такие люди есть. Но обычно это относится к иногородним хипстерам, которым есть за что бороться в Минске. Иногда складывается впечатление, что они хипстеры лишь мысленно.
Ну и, конечно, профессиональная недалекость с удовольствием множится на творческий пафос. Высылаешь человеку задание, в котором действительно (знаешь же, с кем имеешь дело) все четко разъяснено: это и это крупно, просьба выбрать одну картинку из предоставленных, остальное должно читаться. И в двух случаях из трех тебе пришлют работу, не соответствующую заданию, не продающую услугу (продукцию). Да, красиво, но не читается, если только не подойти к билборду в упор. Высылаешь замечания и наталкиваешься на необъяснимые, более того – недопустимые возражения. Созваниваешься с менеджером и на том конце слышишь вздох: «Да, мы сейчас с Илюшей поговорим». У Илюши это, видимо, не впервые.
Грех четвертый. Отсутствие производственной дисциплины
Прийти к девяти? Не, не слышал. Он и к десяти не придет, зато потом можно слушать истории о том, как он покормил голодного котенка или не мог выйти из остроактуального спора о сегодняшнем месте группы SuperBesse в музыкальной иерархии. Потом на работе он будет «залипать» на различных форумах, Вконтактике, слушать там новые релизы и нехотя просыпаться к обеду. За это время можно было сделать два новых текста, но он и к одному не созрел, потому что потребовалось ненадолго отскочить в «Сон Гоголя».
Грех пятый. Завидует Мотолько
Нет, он не сильно пьет. Но его, как и знаменитого фотоблогера, больше интересует праздность. Жить с родителями и весело тратить гонорары. Спешить на очередное открытие где-то в подворотне Верхнего города. Приходить на презентацию и просить позвать Николая, он должен мне вынести (а Николай и не собирался, но теперь вроде как неудобно отказывать). Апофеоз: проникнуть на Vondel Roof, чтобы потом радостно отвечать в личке: «Да, был, ничего особенного, потом расскажу». Везде ходить в поднадоевших головных уборах с сентября. Здороваться со Шлимаковым, хотя тот и знать тебя не знает, может, разве что где-то видел – но разве вас всех упомнишь. Заканчивать выходные на очередной барахолке, приобрести бессмысленную книжку и полтора часа таскаться с остывшим имбирным чаем. Завидовать Мотолько, поскольку: «Вот чем мы отличаемся от него? Я тоже задался вопросом о грязной стене здания на «фейсбучике» и собрал 57 лайков».
Грех шестой. Смиренная наглость
Хотя хипстер последним спросит, где зарплата, которая должна была прийти на карточку вчера, он все равно поинтересуется об этом прежде, чем выполнить обязательства по всем заваленным работам. Он будет отпрашиваться с работы без оттенка вины и удивляться, когда ты его спрашиваешь о причинах. Он пообещает сделать все до отгула, но выполнит половину. Вы скажете – это удел не только хипстеров. Да, но при этом другие не надевают на себя важнецкий вид, толкая философские сентенции среди грязных умывальников четвертого этажа завода «Горизонт».
Фотографы, дизайнеры, фрилансеры развлекательных сайтов – вы стоите немного, так что будете в определенной степени востребованы в это непростое для бизнеса время. Но если говорить о творчестве, то вам всем до одного лишь Цеслера – как до Луны.
А если говорить о бизнесе, то хотя бы научитесь работать качественно и в срок. Просто качественно и просто в срок. А если не умеете, то не стоит бежать, отрываясь от грязных батарей очередного коворкинга, чтобы поприветствовать клиента, которому вы «завалили» сроки и который уже готов шарахаться от ваших милейших интонаций, не испытывая никакого чувства вины. Хипстеры, вы можете быть неприятными.