Помните поговорку «век живи – век учись»? Так вот, сейчас в бизнес-сообществе она опять набирает обороты. Даже топ-менеджеры платят большие деньги и проходят серьезные отборы ради нового опыта и актуального образования. Мы знаем, что это не сильно похоже на систему беларуского образования. Но кофаундер Flo, сооснователь вечнурного фонда Haxus и один из самых заметных персонажей беларуского ИТ Дмитрий Гурский написал пост о том, как поехал учиться в бизнес-школу Стенфорда. И, поверьте, это стоит прочитать.
Я недавно закончил программу SEP (Stanford Executive Program) Стенфордской бизнес-школы. И, получив диплом, стал официально Alumni школы – это статус выпускника. В Стенфорде с выпускниками активно продолжают работать после выпуска, даже есть специальный сайт для них. На этом сайте среди 37000 выпускников (школа старая, существует с 1926 года) можно даже найти потенциального партнера через систему поиска.
Я поискал: есть ли кто еще из Беларуси. И ни одного выпускника, который учился как гражданин или резидент Беларуси, не нашлось. Это печально. В стране хватает бизнесов масштаба и амбиций, при которых обучение в Стенфордской школе бизнеса – это очень оправданное решение. В этом посте мне бы хотелось детально описать этот опыт с целью поагитировать руководителей крупных и растущих бизнесов рассмотреть такую возможность, так как я чрезвычайно доволен им.
«Cредний участник – вице-президент компании уровня Samsung»
Graduate School of Business (официальное название школы) – это относительно небольшая часть огромного Стенфордского университета. И по площади – Стенфорд это как отдельный город в центре Кремниевой долины, а Школа – это квартал зданий в нем. И по обороту: бюджет школы – это 250 миллионов долларов из 5 миллиардов общего бюджета университета. Но при этом это очень важная часть университета, если переменной оценки взять влияние на мир ее выпускников.
Огромное количество успешных лидеров бизнеса закончили GSB, и это видно даже по ее зданиям. Они построены на пожертвования и на них висят таблички: кто спонсор. Комплекс главных зданий, скажем, построили на 500 миллионов долларов, пожертвованных основателем Nike – он тут учился на MBA в 60-х. Как шутил один из профессоров: наша бизнес-модель – сделать вас очень успешными и богатыми и вернуться за пожертвованием. Бизнес-модель рабочая: endowment Stanford близок к 30 миллиардам, инвестирование этих денег приносит хороший доход (Стенфорд – инвестор многих фондов Долины), обеспечивая более трети финансирования университета. Уровень школы отражен и в рейтингах – в 2019 году это №1 бизнес-школа в мире (вторая – Harvard Business School).
Помимо краткосрочных программ, у бизнес-школы есть три основных программы на разную аудиторию. Это MBA (обычно получают молодые люди в 25-27 лет – как способ уйти в менеджмент или бизнес, длится два года), MSx (годовая программа для опытных менеджеров, средний возраст – 35 лет) и SEP (программа для топ-менеджеров и руководителей компаний, средний возраст участника – 47 лет).
Я учился на SEP, и был один из самых молодых там. Средний возраст отражает очень высокую планку приема. Только 200 человек в год со всего мира обучаются на SEP в год – и поэтому многие участники моей группы подавались несколько лет подряд, пока их приняли. Критерий приема: масштаб, скорость роста бизнеса и твоя позиция в нем, плюс то, насколько твое эссе соответствует идеалам школы. Я бы обрисовал среднего участника так: вице-президент компании уровня Samsung, мужчина (менее 20% женщин), c MBA или PhD, за 40, белый или азиат, женат, активно занимается спортом, не дурак выпить.
«На треть кейсов приглашают реальных участников уровня фаундеров»
Программа длится шесть недель и крайне интенсивна. Начало дня – это boot camp (спорт с инструкторами в 6 утра). В 8 утра или первое занятие, или работа в study group над проектом. Занятия полуторачасовыми блоками с перерывом на обед идут до 7 вечера. Далее ужин, а после ужина опциональные мероприятия (или встречи с СЕО долиновских компаний, или гостевые лекции, или профильные отраслевые встречи) до 9:30 вечера. На каждый день есть примерно 50-100 страниц кейсов к прочтению. Соответственно, если добросовестно относиться к учебе – есть буквально часов шесть, чтобы поспать. А люди там исключительно ответственные и мотивированные, никаких прогулов я не заметил, все готовились и во время занятий были очень вовлечены.
Ввиду интенсивности, курс покрывает более 100 тем, которые преподают лучшие профессора Стенфорда. Это очень очень разные темы – начиная от применения финансового анализа для бизнес-решений и венчурного капитала до особенностей психологии человека и вопроса, как оставаться в форме при больших нагрузках. Курс построен так, чтобы заложить структуру знания, чтобы студенты начали понимать, где что посмотреть и в какую сторону думать при возникновении соответствующего вопроса. Я бы описал его идею так: как можно по большему числу направлений вывести людей из серой зоны «Я не знаю, что я не знаю» в зону «Я знаю, что такое есть». Курс учитывает, что взрослые люди очень туги к обучению теорией. Поэтому основа – это разбор кейсов реальных компаний.
Причем, в отличие от бизнес-обучения в нашем регионе, каждый кейс пишется профессором в непосредственном контакте с компанией, часто – десятилетиями.
Скажем, кейс Фейсбука они пишут с 2007 года и даже приглашали Цукерберга (студенты закритиковали его – идея плохая, фаундеры без опыта, конкуренция сложилась, точняк ничего не выйдет). Стенфорду, ввиду расположения в центре Кремниевой долины и высокого статуса, это легко. Примерно на треть кейсов приглашают реальных участников уровня фаундеров или высшего менеджмента. Помимо кейсов, очень активно используются моделирования и бизнес-игры, а также обучающие проекты. К примеру, я приаттачил фото моделирования пресс-конференции (был даже оператор с камерой) на курсе по управлению кризисами.
Занятие подразумевает самое активное вовлечение студентов, и в этом заметная часть обучения: когда в группе топы мировых компаний с 20-30 годами опыта, им есть что сказать по любому кейсу за пределами того, что там написано. Самое занимательное – это когда кейс про компанию, топ-менеджер которой есть среди студентов. Тут уж точно будет шквал инсайтов.
«Говорят, по сравнению с прошлыми годами вина стало меньше»
Много гостевых лекций и встреч. Несколько имен тех, кто у нас был: лауреат нобелевской премии по физике Стивен Чу, канцлер австрии Себастьян Курц, основатель и CEO ZOOM (выпускник SEP 2006 года) Эрик Юан – и многие другие.
Очень хорошо организован нетворкинг. Сами занятия устроены так, чтобы за шесть недель ты поработал с максимумом людей из 200 участников программы. Каждую пятницу – общее мероприятие (поездка на винодельню, путешествие на корабле и т.п.). Каждый день (ожидаемо) пьянка разной степени культурности. Разной – так как пару раз приезжала полиция. Почти все живут в «общаге» около бизнес-школы, так что логистика тут легкая. Огромная часть социализации проходит во время еды. Просто подсаживаешься за столик и знакомишься.
Еда достойна отдельного упоминания. Она просто королевская. Лучше, чем в отеле пять звезд all inclusive. На это работает легендарный шеф-повар Рауль с командой. Каждый день какие-то изыски – крабы, стейки, рыбы огромных размеров, национальные кухни. Все сильно потолстели. Еще наливают вина, но, говорят, по сравнению с прошлыми годами вина стало меньше – чтобы улучшить поведение. Когда выступал CEO ZOOM, ему дали попить воды, он на нее с подозрением посмотрел и сказал: «Вода? Это нарушение старых добрых традиций SEP».
О языке. Английский надо знать хорошо и, прежде всего, на понимание устной речи. При этом – ввиду того что участники из десятков стран – акцент никого не смущает. Более того, много профессоров с акцентом, причем заметным. Так что сильно стрессовать по поводу не идеального английского при желании поступать не стоит.
Выпускных экзаменов нет. Однако пишешь план своего развития, и тебе на год дают бизнес-коуча, чтобы раз в неделю заниматься. Через год reunion с анализом успехов и изменений. Завершается курс торжественной церемонией и, ожидаемо, грандиозной вечеринкой.