Всегда ли экономический кризис в России автоматически транслируется на нас?
Да. Если Россию «накрывает» ощутимо, то и на нас это сказывается. Наша экономика сильно зависит от российской. Особенно это касается торговли. Относительно валютного рынка, схема зависимости выглядит следующим образом: российский рубль падает – импорт для россиян становится дороже, как следствие они покупают меньше импортных товаров, в том числе беларуского производства. За счет этого в Беларуси падает экспорт и сокращается валютная выручка. Одновременно с этим дешевеет российский импорт для беларусов, поэтому наши люди начинают покупать больше российских товаров. Соответственно, на импорт приходится тратить еще больше драгоценной валюты. А тут же у нас еще и валютная выручка сократилась! В конечном итоге на внутреннем рынке возникает дефицит иностранной валюты, и беларуский рубль слабеет вслед за российским.
Миф или правда: беларусов накрывает большей кризисной волной, чем Россию?
Это миф. Вероятно, он возник после 2014-2015 года, когда упала нефть и российский рубль, и потом несколько лет экономика Беларуси болела. На самом деле, экономический кризис в Беларуси назревал давно в силу наших внутренних проблем, а тогдашняя ситуация в России сработала просто как детонатор.
Беларусь страдает из-за репутации России или действительно мы так сильно привязаны к их экономике?
Если колебания курсов валют – это страдание, то да, можно сказать, что мы страдаем из-за репутации России. А еще из-за цен на нефть, антироссийских санкций и всего остального, что влияет на соседнюю страну. Скачки курсов валют на этой неделе – прямое следствие того, что происходит в России. Но общий тренд к постепенному ослаблению беларуского рубля, который наблюдается не первый год – следствие наших личных внутренних проблем. Здесь, кстати, стоит упомянуть еще и то, что без российских кредитов мы бы тоже страдали. И большой вопрос, какое страдание оказалось бы более болезненным.
Влияет ли обвал российского рубля на обвал беларуского рубля? Или мы зависим от доллара?
От доллара мы практически не зависим. На нашем рынке лишь проявляется динамика этой валюты на международном рынке (например, в последнее время доллар падал, а евро рос – то же самое происходило и у нас), но на курс беларуского рубля в целом это не влияет. А вот от курса российского рубля мы зависим сильно, потому что наша внешняя торговля «завязана» на Россию. Если российский рубль заметно упал, значит, и наш упадет.
Уже известно, что в Беларуси происходит медленная девальвация. А после этих новостей надо ждать повторения кризиса 2011 года?
Нет. Ничего общего с 2011 годом сегодняшняя ситуация не имеет. В том кризисном году девальвация была сделана руками тех, кто накануне накачивал экономику ничем не подкрепленными деньгами, а потом искусственно сдерживал курсы валют (вот и пример наших внутренних проблем). Сейчас внутренние проблемы тоже есть, но они не такие серьезные, как тогда: никто не печатает лишних денег, не раздает их людям и предприятиям, и, конечно, никто не сдерживает рост курсов валют. Из-за высокого валютного госдолга и нехватки собственных валютных средств рубль может постепенно слабеть, но вряд ли больше чем на 5-10% в год. Это если говорить чисто о внутренних факторах. Внешние форс-мажоры, конечно, могут ускорить этот процесс. Даже сейчас российский рубль за два дня упал больше чем на 8%, и если в ближайшее время не произойдет «откат» назад, то и наш рубль может упасть на сопоставимую величину. Курс доллара в Беларуси при плохом внешнем раскладе имеет шансы дойти до 2,1.
Нам каждый раз пить валерьянку, когда Америка вводит санкции против России?
Если рост курса доллара до 2-2,1 рублей трудно пережить без валерьянки, то, конечно, успокоительное стоит пить. Но нужно помнить, что у валерианки накопительный эффект, она не сразу начинает действовать в полную силу, а когда подействует – может оказаться уже неактуальной, так как к тому моменту курсы вполне могут стабилизироваться. Сейчас на российском рынке панические распродажи, но они в любой момент могут закончиться. Вполне вероятно, что российский рубль отыграет часть потерь, а значит, и на наш рынок давление будет меньше. Это хорошая новость, но есть и плохая: судя по всему, риски санкций и другие геополитические риски для России будут существовать еще долго. И сработать они могут внезапно, в любой момент. К этому нужно быть готовым.
Сколько будет стоить доллар в Беларуси?
Если ситуация в России не стабилизируется и российский рубль останется на том же уровне, что и сейчас, – курс доллара в Беларуси через какое-то время может подрасти до 2,1. Если курс российского рубля отыграет около половины потерь – в Беларуси доллар может дорасти до 2,05. Такой сценарий сейчас выглядит наиболее вероятным.
Итог от редакции. Что хотел сказать финансист
Беларусь целиком и полностью экономически зависит от России, как теплая вода в море от солнца. И если в соседней стране вдруг все становится плохо, у нас даже теоретически не может быть хорошо. Почему? Одна из причин – россияне перестают покупать наши товары, потому что из-за кризиса они становятся дороже, мы теряем иностранную валюту, и наш рубль скатывается в еще большую бездну (хотя, казалось бы, яма уже давно достигла дна). Кроме того, на Беларусь негативно влияет и репутация «соседа». С другой стороны, Россия дает нам хорошие кредиты, так что кто знает: может быть, пока не изменят курс развития экономики, мы должны придерживаться философской позиции «надо терпеть». Есть и хорошая новость: вряд ли в стране из-за новых санкций против России повторится жуткий для всех кризис 2011 года – доллар, по расчетам, не должен вырасти до безграничных высот. Подводя итог, можно сказать: в экономической жизни страны все (почти) стабильно.