Геймеры и программисты сделали вещь, понятную всем — шлем виртуальной реальности, который надевается на голову любому человеку вне зависимости от его умственных способностей и переносит в прекрасный мир. 25 марта Facebook купил Oculus VR за $2 млрд. Вчера прототип шлема появился в Минске и был впервые представлен публике. Редакция KYKY примерила виртуальную реальность на себя.
Честно говоря, мы ждали жидкого экрана: чтобы свернуть планшет, как носовой платок, и засунуть в карман, но будущее, как водится, подошло с другой стороны и бахнуло по затылку. Все началось с военного инженера Палмера Лакки, проектировавшего для военной исследовательской лаборатории США очки виртуальной реальности. Когда инженер и его друг программист Джон Кармак выложили проект на Kickstarter в надежде собрать $250 тысяч, за месяц им привалило $2,5 миллиона. Теперь на выставках по всему миру тысячи людей стоят в очереди, чтобы примерить шлем Oculus VR. Так же было и с нами. В новом коворкинге IMAGURU минские ребята, ответственные за тест-драйв новинки, отказались отвечать на любые вопросы до того, как редакция KYKY наденет шлем на голову и поймает вирус новой технологии. Стоит сразу рассказать, как эта штуковина работает. Тебя засовывают в несуществующий Диснейленд на американские горки и толкают вниз в вагонетке, поднимаешь голову вверх — видишь небо, оглядываешь вокруг себя — под ногами пропасть. Две линзы, перекрывающие оба глаза, обманывают мозг. В Лас-Вегасе после презентации Oculus VR американский репортер написал: «Я надел шлем, играл пять минут и понял, что не хочу обратно».
Очевидно, что шлем Oculus Rift может стать хорошей альтернативой бухлу и наркотикам. Летая посредством шлема по американским горкам, ты не можешь удержаться на ногах — если бы нас не поддерживал за плечи парень разработчик, мы бы поймали лицом угол экрана. Пожалуй, шлем обеспечивает даже три в одном: бухло, наркотики и казино. То есть в перспективе целая куча заведений города Минска накрывается медным тазом. Достаточно одного кафе, где все будут сидеть вместо столиков в гоночных машинках и рубиться в дивный аттракцион. Когда снимаешь шлем — ты будто просыпаешься. Насколько такой сон оздоравливает — будут выяснять психиатры, но очевидно, что матрица становится ближе, чем можно было себе представить. «Видимо, зависимость будет развиваться?», — спросили из зала. «К сожалению, да», — ответил Иван Лой. Поставщик виртуальной реальности признался, как вечером решил исследовать в шлеме лабиринт из фильма ужасов. «И вот я понимаю, что взрослый пацан. Но если играешь на мониторе, всегда можно отвернуться, а здесь отвернешься — сзади будет еще какая-нибудь тварь».
В данный момент компания ждет новую версию шлема, и месяца через два планирует поставить аттракционы в торговых центрах Минска, убив тем самым кинотеатр 5D на корню. «Это отжившая разработка. Что там можно еще придумать? Водичкой в лицо побрызгать? Будущее — за этим девайсом», — говорят поставщики Oculus Rift. Графика Oculus VR пока сильно напоминает планшетную игралку для детей. Тем не менее, из-за реальности погружения к некоторым играм дитя вряд ли можно пускать на пушечный выстрел. Способы ограничить все это дело есть: достаточно написать на двери виртуального зала 18+. Пока в Беларуси на Oculus Rift нет сертификатов, и продавать игрушки белорусский поставщик не имеет права. Минские ребята хотят использовать штуковину в следующих целях: предложить военным разработку программ, моделирующих любую ситуацию, и самое главное — реализовать мечту: организовать виртуальный турнир по гонкам «Формула-1». «Мы в принципе скоро выставляемся на „Тибо“, где будут наши американские горки, забрендированные, графика будет получше, а погружение — больше», — говорят ребята. Для зрения девайс безвреден, в отличие от очков 3D, потому что каждым глазом управляет своя отдельная линза. В Oculus Rift глаза фокусируются на разных точках, и зрачки работают, как в реальном мире, а потому глаза не устают от монитора.
На самом деле, способов использовать все это дело много. Если установить по бокам от человека в шлеме пару камер, можно передавать картинку местности в очки и добавлять на нее виртуальную карту. Режиссеры могут снимать фильмы так, чтобы зритель в шлеме шел за главным героем по сюжету, и живой Ди Каприо наступал вам на пятки. Если говорить про программы обучения, тут есть возможность полного погружения: и учить китайский в шлеме, находясь в центре Пекина, будет забавно. Кроме того, девайс можно использовать в медицине. «Психология — тот же пример, можно лечить человека от фобий», — говорит Иван Лой, и на ум приходит главная фишка фильма «Аватар». Помните: парализованный парень, которому остаток дней светило передвигаться в коляске, вдруг стал синим существом с хвостом на двух ногах? Со шлемом Oculus Rift точно так же — он даст возможность обездвиженному сделать шаг пусть в виртуальной реальности, но вы сначала наденьте на голову эту штуковину, а потом поговорим, какая реальность круче для белорусского инвалида-колясочника. Коммерческая версия шлема Oculus Rift находится на стадии доработки и, скорее всего, на начальном этапе будет стоить порядка 500 долларов. Но нужны программы: миллионы разных программ. Вся киноиндустрия должна наплевать на плоский экран и работать во имя шлема.
Журналист нового века будет писать программу с места событий: где стояли участники, кто бросил первую бутылку, откуда прилетела пуля. Когда наша жизнь станет другой и появятся первые зависимые, вероятно, СМИ напишут про случай смерти от голода из-за этого шлема: человек путешествовал по «Гугл Мэпс» и неделю забывал есть.
Православная церковь объявит шлем происками сатаны, и в священники будут брать лишь незрячих людей — это единственные из смертных, способные видеть мир таким, каким он является в реальности. Все это будет, друзья. Добро пожаловать в прекрасный новый мир, который окажется ярче и безопаснее реального.