«Посетив виртуальный клуб в Москве, мы поняли, что хотим открыть такой же в Минске. И сразу же купили шлемы за $ 2300»
Миша — любитель компьютерных игр. Он отучился на эколога-эксперта, но после университет решил, что откроет свое дело. Аля учится на провизора и планирует работать по специальности. Развлекательный центр, в который она вложила много времени, сил и души, и куда приходит поработать в свободное время, — возможность попробовать в жизни что-то новое и получить ценный опыт.
О виртуальной реальности девушка впервые услышала в июле прошлого года. В августе ребята поехали отдыхать в Москву, где зашли в центр виртуальной реальности, заплатили «кучу денег» и на 15 минут погрузились в неизведанный мир.
Через несколько дней Миша, который эти дни был молчалив, сказал: «Я хочу открыть такой центр в Минске». Приняв какое-то решение, молодой человек начинает действовать сразу, иначе энтузиазм угаснет. Далее все про изошло стремительно. Сначала ребята купили несколько игр и подумали: а зачем они нужны, если нет шлемов?.. «Мы купили сразу два в Санкт-Петербурге, — рассказывает Аля. — Они стоили по $ 1150 каждый. У нас, разумеется, не было с собой таких денег.
У Миши было около $ 2000 сбережений, у меня — какая-то мелочь, поэтому деньги на покупку собирали по родственникам.
Помню, как Миша звонил отцу и ошарашивал просьбой: пришли мне несколько тысяч долларов… Слава богу, мы не влезли в кредиты и вернулись в Минск со шлемами HTC Vive, играми и четким решением открыть в Минске свой центр виртуальной реальности». Боязно ребятам не было: купив оборудование и контент, отступать было поздно. Нужно было не бояться, а открывать свое дело.
Ребята знали, что подобного центра в Минске нет, а поскольку направление популярное и захватывающее, он наверняка станет востребованным, поэтому они начали искать помещение для аренды, еще находясь в поездке. Вернувшись в Минск, сразу приступили к изучению вариантов. На это у них ушло всего пять дней.
Требования для помещения были следующими: на первом этаже («Есть много вариантов в офисных зданиях на 13 этаже. Они дешевые, но мы понимали, что к нам туда никто не придет»), не менее 40 кв. м., потому что в шлеме виртуальной реальности человек двигается, перемещается по комнате, приседает, и даже бегает, полностью погружаясь в другой мир. С пространством ребятам повезло, они увидели помещение недалеко от станции метро «Пушкинская» в первый день поисков и сразу поняли: это то, что нужно. «Буквально на следующий день мы подписывали договор с арендодателем. Здесь все было подготовлено с точки зрения пожарной безопасности, поэтому нам не пришлось этим заниматься. Самым сложным этапом перед открытием клуба оказался ремонт. Мы хотели все вделать своими силами, создать уютное пространство, поэтому пришлось потратить много времени и сил. Стены, кстати, я расписывала сама», — делится Аля. На все ушло меньше месяца: 5-го августа купили шлемы, а 1 сентября в центр пришли первые гости.
«Первоначальный капитал составил около $ 10 000, половину из которых не нужно отбивать. Это несгораемая сумма»
Что еще нужно для успешного старт-апа, кроме оригинальной идеи, горящих глаз, времени и сил? Для виртуального клуба с двумя шлемами нужно найти удобное помещение, сделать в нем ремонт, открыть ИП, купить кассовый аппарат и оформить должным образом все документы, разобраться с налогами. Первоначальный капитал, который вложили ребята в центр, составил $ 10 000. Они были потрачены на оформление документов, ремонт, мебель, шлемы и игры хорошего качества. К слову, они закупаются постоянно: Миша и Аля каждый день следят за выходом новинок и приобретают самые интересные. Иногда покупают игры, которые просят постоянные посетители. Отвечая на вопрос о том, сколько нужно времени работать, чтобы вернуть себе вложенные средства, Аля назвала срок до двух лет. «При этом шлемы «отбивать» не нужно, это качественное оборудование мы сможем продать практически за те же деньги, которые на них потратили», — отметила девушка.
Открыв центр виртуальной реальности, ребята не прогадали. Погружение в другие миры оказались востребованным, нехватки гостей не наблюдается, есть постоянные клиенты, которые приводят родных и друзей, в качестве подарка близким выбирают сертификат на пребывание в шлеме виртуальной реальности. Вскоре после открытия центра автор этого текста и сама попробовала окунуться в новый мир: казалось, я провела в шлеме всего пять минут, а когда вынырнула, выяснилось, что меня затянуло почти на сорок… После необычного опыта я привела сюда сначала друзей, потом подарила сертификат на День рождения другу. Все, кто попробовал это развлечение, говорят одно: это что-то совершенно новое, необычное, это стоит попробовать.
Але нравится общаться с посетителями центра. Она вспоминает своих постоянных гостей: «Запоминаются впечатлительные люди. У нас есть игры, в которых очень сильно шатает. Недавно у нас был молодой человек с друзьями, выбрал лыжные горки и его носило в радиусе трех метров, он кричал, друзья пытались его ловить, предугадать, куда от повернет… Было весело.
Некоторые выбирают ужастики и очень сильно пугаются, просят остановить. Многие любят рисовать, кто-то приходит пострелять, кто-то — погрузиться в подводный мир и побыть на затонувшем корабле.
Игр у нас очень много, и каждый найдет что-то по своему вкусу». Среди посетителей есть и дети, и взрослые люди. Аля вспомнила мальчика 10 лет, которого много раз приводил папа и оставлял развлекаться на час, и 80-летнюю бабушку. Ее привела дочка, которой очень понравилось в центре. «Мы ей включили подводным мир, она побыла в нем немного и сказала: нет, это для молодых. А до этого была семейная пара, которым на вид лет 55, и им очень понравилось, остались в полном восторге», — вспоминает собеседница.
«Формируя цены, мы стремимся держать планку на уровне московских клубов»
Цены на свои услуги ребята формировали, опираясь на ценник московских коллег. «Мы хотим держать эту планку», — говорит Аля и добавляет, что не считает прайс высоким. Так, полчаса игры во сторник, среду и четверг с 11:00 до 15:45 стоит 18 рублей, с 16:00 до 21:00 — 22 рубля, с пятницы по воскресенье цена чуть выше: 20 рублей в первой половине дня и 24 рубля во второй. После получаса игры каждая минута стоит дешевле. К тому же, ребята развивают систему лояльности. Они сделали сертификаты, которые дарят имениннику 15 минут, клубные карты, дающие владельцам постоянную скидку в 20%. Каждый, кто сделает запись о клубе в социальных сетях, получает 10 минут игры в подарок, для школьников и студентов предусмотрена скидка в 10%. Аля подчеркнула, что в течение сеанса играть может несколько человек на двух шлемах одновременно, или по очереди, разделив время. «Это развлечение идеально для компании в несколько человек. Вместо одного похода впятером в кафе или ресторан со средним ценником можно на два часа сходить и попробовать себя в виртуальной реальности», — предлагает собеседница альтернативный вариант отдыха.
Работая всего пять месяцев, ребята отмечают, что у них начали появляться конкуренты. К этому Аля относится позитивно: «Раз нас копируют, значит, мы все делаем верно. К тому же, как известно, конкуренция побуждает к развитию. Видя, что за нами повторяют, мы продумываем новые шаги, покупаем новый и новый контент, предлагаем своим клиентам интересные акции и мероприятия. В общем, не стоим на месте, все делаем с душой, как для себя». За непродолжительное время работы у ребят появился бесценный опыт работы с людьми как в своем центре, так и на выездных мероприятиях. Их приглашали в качестве участников на выставки «Мятный лев», фестивали UniCon, «Хиган», «Мама-Фэст», «Неделю предпринимательства». «Когда организаторы видят, что мы одна из самых лучших зон активности, у нас все время толпа, конечно, все хотят нас заполучить. Нам же для работы нужно немного: пространство два на два метра и розетки», — рассказывает Аля.
Того, что все наиграются и центр потеряет актуальность, девушка не боится. Она уверена, что еще как минимум пять лет людям будет интересна такая форма реальности.
«Мы приобрели шлем HTC Vive, который до сих пор является самым лучшим. Анонсы новой разработки есть, но после того, как ее покажут, пройдет еще 7-8 месяцев до того, как она поступит в продажу. Это случится минимум через год, за это время мы заработаем денег на покупку улучшенного шлема». Не пугает девушку и то, что шлем можно купить в личное пользование и наслаждаться виртуальной реальностью дома: оборудование недешевое, к шлему нужен компьютер с хорошей видеокартой, мощным процессором и большом объемом памяти. Его, как правило, покупают себе только заядлые геймеры. Но и это не главное: чтобы играть было комфортно, в комнате должно быть как минимум 4 кв. м. свободного пространства (а лучше — больше), чтобы ничего не задевать телом и контроллерами. «Учитывая все эти факторы, мы не боимся стать невостребованными», — резюмирует Аля.
В конце беседы собеседница признается, что, несмотря на львиную долю удачи, которая сопутствовала при открытии своего дела, вести бизнес в Беларуси сложно: «Любой успешный бизнес в нашей стране невозможен без везения (смеется). У нас довольно высокая аренда и коммунальные платежи, которые будут повышаться, но трудности нас не останавливают. Если бы мы этого боялись, не имея за плечами опыта в ведении бизнеса, не взялись бы за такое предприятие». В планах у ребят — развиваться, покупать новое оборудование и открывать новые клубы виртуальной реальности в Минске. Подумывают они и про создание сервисного центра для обслуживания шлемов, потому что если с оборудованием возникнет проблема, его придется чинить либо своими силами, либо отправлять в Америку.
«Мы сейчас думаем не о том, как «отбить» вложенные деньги, а о развитии. Для меня отдавать долги — как разбираться с прошлым. Более выгодный для нас путь — вкладывать в будущее, что мы и делаем».