Newman совсем олдскульный и хардкорный костяк — тех, кто раньше вместе делал почивший «Доберман», а теперь ответствен за «Большой», «Yoga+Life», «БелГазету» и развитие сферы event-менеджмента в стране. Все было разбавлено новой фигурой на поле — человеком, который придумал и делает filetmagazine. Впоследствии они сказали, что наши вопросы были ни о чем, но путеводитель по тому, до чего они договорились в ходе дискуссии, мы все же публикуем.
Кто все эти люди:
Виктор Радьков,
главный редактор журнала «Большой»
Денис Клевитский,
шеф-редактор журнала «Yoga+Life»
Татьяна Замировская,
«БелГазета», «Большой»
Александра Романова,
бывший редактор «Добермана», работает в event-агентстве ALLSTARS
Валерий Краснагир,
главный редактор filetmagazine
Зачин дискуссии
Почему же не пригласили Кабасакал? (Ирина Кабасакал — главный редактор журнала «Рingouin», слоган которого гласит, что в нем и стоит искать «самое актуальное». — Прим. ред.)
Мы, кстати, предлагали ей размещение на обложке «Большого». В случае, если она заплатит 35 тысяч долларов.
Татьяна Замировская: То есть Майкл Джексон тоже заплатил 35 тысяч долларов, чтобы появиться на обложке «Большого»?
О культуре потребления. Умнеет ли глянец вместе с потребителем
Умнеет не потребитель, умнеют методы механической обработки аудитории.
«Потребитель» — очень абстрактное понятие. Примерно один процент шлет письма в редакцию. А так никто не знает, ни сколько ему лет, ни как он выглядит и о чем думает.
Денис Клевитский: Есть такое условное понятие, как «средний класс», и он постоянно меняется. Журнал изменяется в зависимости от характеристик изменения среднего класса.
Представления о белорусском читателе журналов
В Беларуси у всех журналов одна и та же аудитория.
В Беларуси практически нет журналов, ниша свободна, как захочешь, так и пиши. Читают, простите, даже журнал «Taxi» или «Pingouin». Приходится. Особого выбора нет, а хочется читать свое, белорусское. Читать о Нью-Йорке или Лондоне, Москве или Киеве всем уже давно надоело. Мы же не там.
Нет культуры чтения журналов.
Есть культура чтения книг, культура чтения газет.
Культура чтения сайтов есть.
Татьяна Замировская: Мне кажется, сейчас существует культура кнопки «share». Текст никто не читает, но произвести осмысленное действие с ним хочется и чувство причастности тоже нужно. Поэтому люди ставят «лайки» — показать, что они заодно.
Появление Валерия Краснагира
Процедура знакомства.
Мы, без вашего позволения, уже начали.
Мы все когда-то делали один журнал, «Доберман». Так что мы родственники, в неком плане.
Потом мы переругались и сейчас вообще враги. Это я, так сказать, задаю некий тон нашей дискуссии.
Изменения на белорусском рынке
Во-первых, люди поняли, что в журнале должна быть реклама. Рекламодатели не сразу были готовы к этому, они говорили: «Зачем мы будем тратить такие безумные деньги? Мы лучше телерекламу пустим». А потом люди поняли, что есть аудитория, которая телевизор не смотрит в принципе. Во-вторых, люди начали читать журналы. Раньше их просто пролистывали, сидя в кафе или в автосалоне.
Самоокупаемость журнала. Как быстро?
В случае с «Большим» — со второго номера.
Я в «Yoga+Life» не с самого начала, но знаю, что журнал стал окупаться с номера второго-третьего.
К журналу «где» я не имею отношения, здесь я представляю сайт filetmagazine. У нас был лишь один номер печатной версии. Не верится, когда слышу, что в Беларуси печатные журналы приносят прибыль: я думал, что это невозможно.
А вы попробуйте. Сейчас любой человек, который имеет связи в рекламном мире, понимает нишу, которую он пытается занять, и узко сегментирует свою целевую аудиторию, может в течение двух-трех месяцев создать проект, который будет успешным, который будет приносить доход. Хорошо, когда появляются новые проекты. Чем выше конкуренция, тем выше компетенция.
Редакция. Кто делает журнал
Мне кажется, это такая чисто белорусская история, когда главным редактором журнала является человек, который не является главным редактором.
Редактор — это менеджер.
Вот это какая-то странная ситуация в ролях — ноу-хау белорусского рынка.
Ну или Высоцкий Игорь Валерьевич, главный в «БелГазете», мистически прозаическая фигура.
Сейчас можно выстроить систему так, что она будет на 300% прибыльной. Хотите, приводите ко мне дядю, который хочет журнал.
Александра Романова: Ну вот эта ситуация: дядя приходит — хочет журнал. И дядя становится главным редактором. Фотография в колонке и текст, который за него пишет какая-нибудь девочка. Например, откуда «йога» в названии «Yoga+Life», если Денис и йога — две разные вещи? Причина такова: просто был дядя, которому был нужен журнал.
Цель журнала. Кому это все нужно
В определенный момент мы просто осознали, что дальше без журнала жить не можем. Еще будучи студентами, мечтали создать журнал. Мы читали «Ом», «Наш», «Птюч» — хотелось делать что-то подобное.
Это интересней, чем торговать подшипниками. Это приносит прибыль. Все здорово.
Когда ты делаешь журнал, ты видишь продукт, который производишь: ты можешь взять его в руки, кому-то показать, оставить его на память, для потомков. Это самый наглядный способ проследить, как ты влияешь на общество.
Когда в редакцию приходит текст, уже что-то происходит.
Мы верим в то, что меняем пространство. Тактильные ощущения, так точно.
Никакой сверхмиссии нет. Все наши миссии расписаны в «Законе о СМИ». Мы просто занимаемся журналистикой, тем, что нам нравится.
Жизненное пространство социальных и политических тем в глянце. Как пример, глянцевый GQ, в котором есть политблог
«БелГазета» издает журнал-вкладыш «Sexus», который как раз пытается писать о политических и социальных темах, рассматривая их с точки зрения болотного трэш-гламура.
Один из последних номеров «Yoga+Life», например, посвящен людям с ограниченными возможностями. Социальная тема? Мне кажется, да. Что касается журнала «Большой», то в нем с самого первого номера затрагиваются социальные проблемы.
Виктор Радьков: Да, начиная от того, как люди выгуливают своих собачек на детской площадке и не убирают за ними, и заканчивая историями про соседа-алкаша, который блюет в лифте. Есть, конечно, и более глубокие темы. Например, инвалиды. Кто-то говорит: «Вы не эксперты, чтобы судить». Мы эксперты, во всем. Что отличает меня от инвалида? То, что я не инвалид. Вдруг вышел на улицу — случайный выстрел. Все, я инвалид. Есть куча социальной тематики, начиная с детей, заканчивая, например, инвалидами по зрению. Но чего точно не будет в нашем журнале — это пропаганды однополой любви.
Вот работаешь с человеком который год и выясняешь, что он — гомофоб. Насчет политики, мы проговариваем истины устами героев материалов.
В Беларуси нет глянцевых журналов. Есть просто журналы, какие-то из них хуже, какие-то лучше.
Почему журнал «Большой» так называется?
Вы хотите всю дискуссию свалить в журнал «Большой»?
Александра Романова: Вот «большой» — это про член? Какова была мотивация?
15 процентов населения считает, что название имеет отношение к слову «член», у остальных — масса иных ассоциаций. Некоторые просто говорят «большой журнал».
Ну не такой он и большой. По количеству страниц. Есть и побольше, я в этом плане.
Когда мы придумывали это название...
Тогда члена еще не было.
Валерий Краснагир: «В Беларуси издательство журнала — это уже политика. Для этого нужна какая-то степень мужества».
Да не нужно никакого мужества. Сила печатного слова закончилась году эдак в 88-м, в журнале «Огонек». Когда ты делаешь журнал, ты не думаешь о том, что выражаешь свою гражданскую позицию. Выразить гражданскую позицию — это разобраться с тем самым соседом, который блюет в твоем лифте. А написать про это не гражданская позиция, это говно какое-то.
У вас взгляд на все не альтернативный, а в духе «Советской Белоруссии». В чем ваша альтернативность?
А ваша?
Валерий Краснагир: Я способен на свой, отличный от большинства, взгляд на моду и политику. А вы вводите свою аудиторию и рекламодателей в заблуждение. У нас в стране аудитории нет, и дискуссию эту никто не прочитает. Люди не готовы читать lifestyle-издания.
Здесь должен был быть портрет западника Валерия Краснагира с прищуренным глазом. Получилось бы, как на обложке британского i-D
Крутые журналы — i-D, «S Magazine», LOVE, «Purple». У нас нет ни мейнстрима, ни альтернативного глянца. Все существующие московские журналы — это жалкие копии западных изданий, а все белорусские — жалкие копии московских. Может, только «Yoga+Life» — единственный журнал, за который не стыдно. Если иностранцу показать белорусскую глянцевую прессу, то он вообще скажет, что это не журнал.
Наши журналы существуют не для того, чтобы их показывать иностранцам и говорить, что у нас тоже что-то есть.
Кстати, английские журналы тоже делают не для того, чтобы их показывать иностранцам.
Когда все изменится?
Никогда ничего не изменится, пока существующие журналы берут за образец не лучшие аналоги мировой прессы, а второсортные.
Молодая кровь. Те, кто в будущем сможет сделать что-то достойное
Диченко тот же.
У меня есть девочки-авторы, по 19 лет, в текстах которых я ни слова не исправляю.
Денис Клевитский: Все не так плохо, как кажется.
Будущее журналов. Придет ли конец эпохи бумажных СМИ? Эпоха 5 экранов
Будущего нет. Я — Валера Краснагир.
Пока у нас все существующие журналы есть, будущего нет.
Эпоха бумажных СМИ не закончится. Например, за этот год в США открылось больше журналов, чем когда бы то ни было.
Появился телевизор — все говорили, что люди перестанут в кино ходить, появилось кино — говорили, что в театр перестанут ходить. Но когда появился компьютер, все говорили, что его нельзя читать в кровати, а книгу или журнал можно. Но теперь уже и с компьютера можно читать в кровати.
IPad-версия у «Yoga+Life» уже год.
У «Большого» будет выходить с нового года.
Итоги
Татьяна Замировская: У нас ничего нет, и надо этим заниматься, делая вид, что занимаемся чем-то жизненно важным и меняющим реальность. Даже если мы реальность не меняем, мы не вправе это признавать, иначе все наши усилия окажутся тщетными и бесплодными.
Лучше ничего не делать, чем делать плохо. И дискуссия ни о чем была.
Постскриптум
В ответ Валерий Краснагир оставил завет читать i-D, «S Magazine» и «Purple». Только несмотря на ориентиры такого порядка, суперпродукта почему-то пока нет на горизонте. Но не покидает надежда, что он когда-нибудь будет. И тогда все клише в миг перестанут работать.
Модератор дискуссии — Оля Поддубная.
Благодарим за помощь в проведении дискуссии ресторан Newman.