5 февраля стартовал юбилейный, 65-й кинофестиваль Берлинале. Тысячи любителей кино толпятся в многочасовых очередях. Многие ночуют в спальниках возле главной кассы фестиваля. Владимиру Жигачеву ночевать под кассой не пришлось, он смог добыть билеты и просмотрел уже около десяти фильмов. По результатам первых шести дней анонсируем лучшие ленты.
Берлинский фестиваль знаменит фокусом на актуальное кино, зачастую затрагивающее острые социальные проблемы, такие как гомофобия, бедность или ущемление свободы слова. Это отличает его от других фестивалей категории «А». Здесь меньше напыщенности, чем в Каннах или Венеции, но больше содержания и злободневности. Несмотря на промозглый февраль, тысячи любителей кино со всего мира толпятся в многочасовых очередях, чтобы стать первым зрителем очередного киношедевра и посидеть в одном зале с Натали Портман или Дарреном Аронофски. Многие ночуют в спальниках возле главной кассы фестиваля, которая, к счастью, находится в отапливаемом помещении торгового центра.
До 15 февраля здесь будет показано около 400 мировых премьер, которые дойдут до кинотеатров в лучшем случае через несколько месяцев. Доберутся ли до них проворные байеры минского «Киновидеопроката» - большой вопрос, но мы все-таки верим в лучшее. Вот лучшие картины по итогам первых шести дней:
CIAŁO/BODY (ТЕЛО)
Małgorzata Szumowska, PL 2015
Януш (Janusz Gajos) работает в криминальной полиции и безразлично относится не только к окровавленным трупам, которые по долгу службы видит каждый день, но и к своей дочери Ольге (Justyna Suwała), страдающей анорексией и депрессией. Она обвиняет отца в смерти матери и очень страдает без нее. Он хладнокровно работает, пьет водку и смотрит телевизор. После очередной попытки суицида Ольга оказывается в реабилитационной клинике. Здесь она встречает психолога Анну (Maja Ostaszewska) , которая успешно находит путь к душам не только живых людей, но и уже давно умерших. В это время в квартире Януша начинают происходить таинственные события: гаснет свет, музыка включается сама по себе, а входная дверь оказывается запертой изнутри, хотя внутри никого нет. Хотя, может быть, кто-то там все-таки есть?
Уникальный интеллектуальный юмор Малгожаты Шумовской (Małgorzata Szumowska) , заключенный скорее не в диалогах, а в самом языке кино, превратил этот сюжет, на первый взгляд напоминающий хоррор, в комедийную драму, подходящую для семейного просмотра. Польская режиссер находит и показывает смешное там, где его, казалось бы, нет и быть не может: в смерти соседского ребенка, групповой терапии для подростков и в ритмичном нарезании моркови.
Кроме юмора стоит отметить отлично проработанные и исполненные образы протагонистов и локации фильма. В одной из главных ролей здесь выступает солнечная весенняя Варшава с ее вокзалами, лесами блочных домов и небоскребами в дымке заднего плана.
45 YEARS (45 ЛЕТ)
Andrew Haigh, UK 2015
Пожилая пара Кейт (Шарлотта Рэмплинг) и Джефф (Том Кортни) счастливо живет в живописной деревушке на востоке Англии. Их дни размеренно и гармонично проходят за прогулками, чтением, общением с соседями и друзьями и подготовкой к большой вечеринке в честь 45-летнего юбилея свадьбы. Кажется, ничто не может разрушить идиллию брака, скрепленного столь долгим временем. Но однажды Джефф получает письмо о том, что в Швейцарских Альпах найдено тело девушки Кати, полвека пролежавшее погребенным в горных снегах. Воспоминания о трагически потерянной первой любви всплывают перед Джеффом и постепенно отдаляют его от Кейт, ставя под вопрос не только празднование юбилея, но и сам брак…
Трейлер еще не вышел!
Британский режиссер Эндрю Хай (Andrew Haigh) уже успел завоевать симпатии как зрителей, так и критиков драмой WEEKEND (UK, 2011), повествующей о короткой истории отношений молодой гомосексуальной пары. На этот раз Хай превзошел сам себя, заполучив в свою команду легендарных актеров, которые смогли проникновенно передать динамику кризиса отношений. В этом фильме нет громких ссор и битья посуды, но есть стремительное падение вниз, заметное порой лишь в малейших деталях. Ровное движение повествования прерывается только в двух точках: в смелой постельной сцене, символизирующей надежду и оптимизм, и в сцене на чердаке, где Кейт просматривает фотографии девушки, погибшей 50 лет назад, и обнаруживает неприятные подробности, скрываемые мужем. В этот момент уравновешенная Кейт теряет контроль над чувствами, и вектор повествования меняет свое направление. Фильм насыщен не событиями, а скорее эмоциями, символами и продуманными диалогами. Но, несмотря на всю драматичность темы, фильм не оставляет горького послевкусия. Скорее наоборот - он учит любить и ценить.
ЧАЙКИ
Элла Манжеева, RU 2015
Молодая Эльза (Евгения Манджиева) живет в деревне на берегу Каспийского моря с нелюбимым мужем-рыбаком. Связанная патриархальным обществом калмыкской глуши, она не может уйти от него, и вынуждена играть роль любящей и заботливой жены. Ее жизнь однообразна, она покорно выполняет указания мужа и его друзей-браконьеров, заходящих время от времени в гости, чтобы выпить и обсудить план предстоящей рыбалки. Все меняется после трагического случая, оставившего Эльзу совершенно одну.
«Чайки» – это фактически первый в истории Калмыкии полнометражный игровой фильм. Молодая режиссер Элла Манжеева добилась абсолютной аутентичности картины, пригласив на съемки исключительно местных жителей, большинство из которых, из-за отсутствия в регионе киноиндустрии, не являются актерами. Возможно, именно благодаря этому, фильм получился до дрожи правдоподобным и проницательным. Здесь каждый кадр и каждый элемент в кадре имеет значение, не всегда очевидное для европейского зрителя. Этот мистически-туманный символизм вкупе с шедевральной операторской и актерской работой создает невероятное ощущение присутствия и идентификации с главной героиней.
Но Элла Манжеева не только рассказывает трагическую историю отдельного человека, она документирует исчезающие традиции и ритуалы Калмыкии. Здесь старшее поколение обращается к молодому на калмыкском языке, а ответ получает на русском. Здесь умывают руки молоком, чтобы очиститься от злых духов, перебирают чётки, кладут на праздничный стол голову убитой овцы и молятся Будде.