The Reuters вспоминает минские соглашения по Донбассу
Одним из первых радостную новость сообщило агентство новостей Reuters. Такое решение беларуских властей они объясняют тем, что «бывшая советская республика» хочет улучшить свой имидж среди западных стран и меньше зависеть от своего «союзника» России. Один шаг к этому Лукашенко, однажды назвавший себя последним диктатором в Европе (конечно, куда без этой дефиниции!), уже сделал, вспоминает Reuters. Беларуский президент выступил как посредник во время конфликта в Украине: лидеры России, Украины, Франции и Германии в Минске подписали мирное соглашение по прекращению огня на Донбассе.
Опубликованную Reuters новость перепечатали Euronews, Daily Mail и New York Times. (Хм, а вы думали журналистика репоста, когда «Тутбай», «Онлайнер» и «Хартия» перепечатывают друг у друга новости – это только беларуское изобретение?)
The Washington Post: «республика, где КГБ до сих пор называется КГБ» и Минск как «новая Варшава»
В отличие от Reuters, отделавшихся короткой заметкой, американское издание подошло к вопросу обстоятельно, опубликовав полноценную статью. Заголовок сразу готовит нежных беларусов к худшему: «У последней диктатуры Европы новый план: туризм». Статья начинается с маленького ликбеза, что такое Беларусь: «Это равнинная страна без выхода к морю, известная своими холодными зимами. Это бывшая советская республика, где КГБ до сих пор называется КГБ, а люди до сих пор работают в колхозах и государственных компаниях, производящих водку (эй, а как же тракторы?)». И, конечно, про рейтинг ВОЗ вспомнили, согласно которому Беларусь – самая пьющая страна.
Назвав нашу страну «чудаком» среди европейских стран, автор делает подводку к сути статьи: может, у Минска есть «свой путь» – стать новой hot spot в туризме? По его мнению, один из мотивов, зачем Беларуси безвизовый режим – надежда властей, что ЕС сделает аналогичный шаг для путешествующих в Европу беларусов. Многоходовочка! Рассказывая о планах беларуских властей сотрудничать с Всемирной туристской организацией, чтобы «проапгрейдить» туристический бренд Беларуси, автор упоминает, что нынешний слоган «Hospitality without borders» не очень цепляет.
Затем начинается аналитика. Журналист сравнивает количество туристов в двух «бывших советских республиках» – Беларуси и Латвии: если к соседям в 2014 году приехало 2,4 миллиона туристов, то к нам всего 137 400 (и то большинство из России и стран СНГ, потому что им не нужна виза). Автор находит два объяснения, почему Беларусь вдруг захотела видеть у себя больше иностранных туристов – и в обоих фигурирует Россия. Первая теория – маленькая беларуская экономика почти полностью зависит от «гигантского» соседа. А российская экономика в последние годы стагнирует – значит, Минску надо искать другие источники заработка, а только в туризме есть потенциал для роста.
Вторая теория – Беларусь ищет, как стать более независимой от России, потому что боится повторить судьбу Украины. А безвизовый режим может стать маленьким шагом, чтобы сблизиться с Европой и США.
В заключение автор делает вывод: неясно, станет ли беларуская система более открытой, зато некоторые называют Минск «второй Варшавой». (Этим он как бы намекает – why not? И на том спасибо).
The Тelegraph ставит в один ряд Беларусь и Северную Корею
Британцы, как и их коллеги из The Washington Post, решили пройтись по стереотипам в заголовке, назвав статью «Посетить «последнюю диктатуру в Европе» (и самую пьяную нацию) будет гораздо проще». И сразу дают фото – бронзового Ленина, засыпанного снегом. «Есть много причин, почему рациональные путешественники не ездят в Беларусь. Прозванная «последней диктатурой в Европе», эта авторитарная страна является одной из немногих, где сохраняется смертная казнь, ее регулярно критикуют за нарушение прав человека, а спецслужба до сих пор называется «КГБ». Но и это не все, акцентирует внимание журналист: он вспоминает рейтинг ВОЗ и тот факт, что Минск часто признается одним из самых непригодных для жизни городов Европы.
«Если этого недостаточно, чтобы удержать вас, – сгущает краски журналист, – возможно, это сделает трудоемкий процесс на разрешение въезда в страну. Хотя железный занавес «рухнул» десятилетия назад, получение визы напоминает времена Советского союза. Вы должны быть полны решимости, чтобы посетить эту страну». Отбив желание даже смотреть на Беларусь в Google maps, автор говорит, мол, не волнуйтесь, это скоро будет в прошлом, и рассказывает про условия безвизового въезда в нашу страну, которые скоро вступят в силу. Кстати, Минск британец описывает как город, разрушенный во время Второй мировой войны и восстановленный в советском стиле.
А теперь самая интересная часть. «Беларусь – не единственная авторитарная страна, которая хочет развивать туризм. Северная Корея, хоть и является самым засекреченным государством, недавно амбициозно заявила, что к 2020 году хочет принимать два миллиона туристов ежегодно. Еще удивительнее, что в 2016 году Министерство туризма Сирии выпустило рекламный ролик, продвигая идею провести отпуск в разрушенной войной стране. У Беларуси и Северной Кореи одинаковые мотивы, чтобы развивать туризм. Обе страны в течение многих лет сильно полагались на торговлю с Россией, но так как российская экономика замерла, ее «иждивенцы» вынуждены искать другие способы привлекать иностранные инвестиции. А туризм – одна из самых крупных мировых индустрий – кажется очевидной сферой, где можно развернуться». Немая сцена. Занавес.
Стоит ли нам «обижаться» на такие статьи
Когда вчитываешься в подобные тексты, хочется завопить: что это такое? Материалы построены на одних стереотипах: «последняя диктатура в Европе», «бывшая советская республика», «самая пьющая страна», «до сих пор существует КГБ». Будь ты британцем или американцем, точно решил бы, что ехать в Беларусь не стоит – особенно после того, как ее поставили в один ряд с Северной Кореей.
С другой стороны, Беларусь – не частый ньюсмейкер. Информация, что выходит во внешний мир, так или иначе связана с государством, а потому она или негативная, или нелепая. Позитивные вещи вроде старт-апов, которые работают со Стэндфордским университетом, Нобелевского лауреата Алексиевич, или, в конце концов, беларуской истории, которая начинается не с Soviet union, а с множества разрозненных княжеств в 10 веке и, в конце концов, ВКЛ, западной прессой игнорируется. Взять даже пример с покупкой Facebook приложения MSQRD – то, что это старт-ап из Беларуси, можно увидеть только у Business Insider. А все остальные в большинстве случаев и не удосуживают себя копнуть дальше «last dictatorship in Europe».
Описанные недостатки отрицать невозможно: и что получить визу в Беларусь крайне сложно и она неоправданно дорогая, и что государство ни во что не ставит ни человека, ни его права, и что мы сильно зависим от России. Но почему так однобоко? Это звучит примерно как то, что по улицам Москвы ходят медведи в шапках-ушанках, украинцы питаются только салом, а все американцы – толстые и тупые. И да, welcome to Belarus. У нас не так жутко, и есть много классного – просто надо выходить за рамки маршрута «Национальная библиотека» – «Дворец Республики» – «Линия Сталина».