1. Увеличить численность сотрудников на смене в выходные дни
Это самая частая просьба. Людей можно понять: чего стоят истории, подобные этой, когда дети из футбольного клуба томятся в автобусе на границе целую ночь? Направить больше работников в проблемные места во времена пиковой нагрузки можно, ведь эти периоды хорошо известны: в субботу утром в сторону Литвы и в воскресенье вечером в сторону Беларуси. «Пусть на эти два-три часа пиковой нагрузки выходят все 50 человек из своих кабинетов (начальник, замначальник, замзам и политрук), а им за переработку доплачивают! Но зачем же? Лучше весь бюджет потратить на ворота, столбы и шлагбаумы, да и не забыть про бумажки!» – иронизируют граждане. Люди возмущаются тем, что штатное расписание смены на границе существует только для самих пограничников. «Им-то зачем оптимизировать, у них все ок, все укладывается в норму пропуска», – мрачно шутят беларусы.
Кстати, история с детской футбольной командой, которая прошла границу только в 5 утра, прибыв туда в 19 часов вечера воскресенья, по уровню абсурда происходящего бьет все рекорды. «Приехавшие через полчаса медики предложили госпитализировать двух детей, однако предупредили, что в этом случае весь остальной автобус не сможет пройти через границу, пока их не привезут из больницы назад – поэтому от такого варианта было решено отказаться», – пишет «Салідарнасць».
2. Отменить «листочки» на въезде
Эти листочки у многих автомобилистов вызывают недоумение. Выглядит система как в минском паркинге – подъехав к пункту пропуска с беларуской стороны, ты получаешь «бумажку» от пограничника, которую должен показать на выезде: сколько людей в машине, во сколько она въехала на подконтрольную территорию и так далее. «При пропускной способности 4400 авто в сутки ровно столько же раз звучит бессмысленный вопрос «Фамилия водителя, сколько человек?» Говорят, если потерять «бумажку» на въезде, хватит на хороший триллер с элементами хоррора. Вместо «бумажек» граждане предлагают сделать на погранпереходе систему реального расчета и мониторинга времени прохождения: на входе на границу нажимаешь кнопку – получаешь талон со штрих-кодом. На выезде вставляешь талон в автомат – шлагбаум открывается (время прохождения фиксируется). Система напомнинает оплату парковки в минском аэропорту – логично и удобно.
Еще один камень преткновения – пересменки. Официально журналистам пограничники заявляют, что простые граждане не замечают пересменок, и перерывов в работе нет. На деле каждый, кто двигался через границу на автомобиле, отмечал: стоишь час первым в очереди на автопропуске и ждешь, когда проверят твои документы. «Только звонки в Погранкомитет и ускоряют процесс», – признаются люди.
3. Установить лимит времени на прохождение таможни
Теперь про таможенников. Уплата пошлины и оформление небольшого перевеса, по словам беларусов, может занять почти пять часов при практически пустой границе. «Работник таможни одним пальцем набирал документы на компьютере, путался в разрешенных лимитах и сроках, из-за чего нам приходилось разъяснять законодательство человеку, обязанному блюсти его исполнение», – пишет Yauhen Babicki. Мерой борьбы с такими работниками могут стать те самые талончики на въезде: если машина стоит больше трех часов, в соответствие с временем въезда – требуйте объяснительную от таможенника. Может быть, лишайте премии. Иначе окажется, что стимула работать у людей просто не будет.
4. Завести рамку со сканером багажа, как в аэропортах
Пожалуй, организовать пункт пропуска на автогранице, как в аэропорту, было бы отличным решением: сделать два коридора с рамкой и сканером, плюс окошко паспортного контроля. Так, чтобы сумки сразу ставить на ленту, а самому следовать к окошку отмечать паспорт. На выходе – забирать сумку. Некоторые, правда, считают, что в Погранкомитете и таможне скажут: «Дорого». Другие парируют: «Дорого – это когда не знаешь, два часа проведешь на границе или 12+». Третьи вспоминают Cross Border Cooperation Programme, финансируемую Евросоюзом, – в отдельных пунктах пропуска на границе с Польшей такие пункты уже существуют.
5. Не заставлять людей вылезать из салонов и мерзнуть на холоде
Для паспортного контроля люди выходят из машины и всей толпой мерзнут у окошка. Помните эти незабываемые минуты? Чего стоит сделать по-людски: чтобы пограничник выходил и собирал паспорта у всей машины. Проверил – вынес обратно. Или же пусть из машины выходит только водитель. Пока имеем, что имеем: среди ночи на границе заставят выйти на улицу из рейсового автобуса даже группу спящих детей – проверять паспорта прямо в автобусе не положено. Хотя те же литовцы на выезде из их страны спокойно собирают паспорта у 40 пассажиров автобуса и ставят штампы каждому.
6. Свободные рокировки сотрудников с «зеленого» коридора на «красный»
Понятно, что это уж совсем человеколюбивая мера, и скорее всего, наши таможенники на нее не пойдут. Но стоять в «зеленой очереди» часами, наблюдая «сплошной перекур» в красном коридоре, обидно. Не менее несправедливой кажется и обратная ситуация. Так, на «зеленом» коридоре может стоять десять человек без работы, а на «красном» – работать пять человек на 50 машин. «Иногда такое чувство, что специально держат красный коридор забитым перед праздниками, не пропуская. Чтобы «наказать» за то, что поехал не купляць беларускае», – пишут люди. Другие же отмечают, что такие длинные очереди на «красном» коридоре случаются из-за соотечественников, которым затруднительно заполнить декларацию с первого раза.
7. Не скрывать реальную ситуацию с очередями на сайте gpk.gov.by
У пограничников есть сайт, где показывается онлайн ситуация на границе онлайн. Правда, пользователи отмечают, что данные о длине очереди зачастую неверны. «Камеры стоят так, чтобы показывать ограниченный участок дороги». Водители делают вывод: это сделано для того, чтобы те, кто застрял на границе на полдня, не могли набросать кучу скринов с 10-часовыми очередями и написать комплексное обращение куда-нибудь высоко. Есть версия, что пограничники боятся, как бы им не пришлось отчитываться перед вышестоящим начальством – поэтому и данные на сайте не всегда актуальны.
8. Сделать толковой электронную очередь
Об электронной очереди заявляли два года назад: деньги на инструментарий освоены, да и тестовые запуски были. Но, проходя польскую границу, ты покупаешь место в электронной очереди, и все равно по факту стоишь в общей. При этом непонятно, почему в пунктах пропуска, где существует возможность купить электронную регистрацию, отменена льгота прохода без очереди автомобилей с детьми? До конца 2017 года электронная очередь должна заработать в пунктах Домачево, Григоровщина, Новая Гута, Бенякони, Берестовица, Брузги, Котловка и Привалка. Но говорить о том, что эта услуга работает исправно там, где она внедрена, не приходится.
9. Перестать издеваться над людьми, которые волокут сумки для досмотра
Почему людей заставляют выходить на досмотр из автобуса с багажом, который бывает порой тяжелее, чем можно поднимать рядовому человеку? «Раз какой-то умной голове пришло, что вес груза также относится к понятию «личного владения» и «ограничения на ввоз» – снабдите все погранпереходы тележками для перевозки багажа к весам». Без тележек процедура и правда напоминает издевательство над людьми. «Если б реально искали контрабанду, включали были бы рентген-ленту как в аэропорту», – пишут люди. Беларуские таможенники просят пассажира открыть сумку и смотрят ее содержимое сверху, задавая наводящие вопросы: «Сколько пачек сигарет?» – «Две и одна открытая». – «А если ещё найду?» Бывает, тебя просто заставляют взять багаж и пойти на паспортный контроль, а потом ты с непросмотренным багажом лезешь обратно в автобус.
10. Если уж досматривать сумки, то тактично и в перчатках
Досмотр голыми руками может смутить самых брезгливых. Действительно, одноразовых перчаток таможенники не надевают. Почему? Ведь, и правда, из сумки в сумку можно переносить какие угодно инфекции.
11. Пропускать мотоциклы без очереди
Этот пункт находит понимание только у самих мотоциклистов, которых во всех странах не заставляют стоять в общей очереди. Вы спросите, в чем проблема? «На солнцепеке или под дождем стоять пять часов трудно. Я не на «закупы» езжу, и смотреть у меня в байке нечего. Литовцы, латыши, поляки, да и украинцы сразу выдергивают из очереди и ставят первым. У нас же – стой за бомбилой с контрабандой сигарет», – пишут мотоциклисты, и они правы. Пассажиры авто ждут своей очереди в тепле, а мотоциклист жарится заживо в экипировке или умирает от холода под снегом. При этом проход через границу мотоциклиста без багажа по логике не отнимает у остальных ни минуты.
12. Разобраться с пешеходными переходами
Еще в 2014 году на границе ЕС ликвидировали все перешеходные переходы для жителей приграничных зон – чтобы не ходили с лукошком на «ту сторону». Обещали переоборудовать, работа ведется до сих пор. Люди вспоминают Польшу и Литву, где через границу можно проходить пешком без проблем. У нас же запрет с формулировкой «временно» действует уже два года.
13. Нанять пограничника со знанием английского
По словам людей, на беларуской стороне хватило бы одного человека, знающего хотя бы английский алфавит. «Стыдно и больно смотреть эти объяснения на пальцах и мычание с иностранцами», – пишут беларусы. Что касается безвизового режима, скажем, в Гродненской области, то сама система контроля с беларуской стороны, которая длится по два часа, способна отпугнуть иностранного туриста. Они привыкли путешествовать без виз по всей Европе, и полуторачасовой досмотр при въезде в Беларусь может отбить всякую охоту к нам ехать. Отдельно звучит просьба отменить миграционные карты, которые «непонятно зачем нужны», ведь вся информация о пассажире вносится в систему на компьютере. Зато при утрате миграционной карты, иностранца непременно оформляют «в административном порядке».
Кто виноват и что делать
По словам Андрея Шубадерова, полковника запаса, а ныне менеджера по специальным проектам в IT-компании, который более семи лет служил подчиненным у нынешнего председателя Пограничного комитета, не стоит считать пограничников дилетантами. «Пару недель назад председателем принято решение о создании мобильного приложения «Граница» для создания условий по комфортному пересечению границы. Там всё понимают. Идет практическая работа», – высказался Андрей в Фейсбуке у Антона Мотолько.
А пока граждане могут жаловаться официально – например, оставить электронное сообщение на сайте Государственного пограничного комитета. Оно будет рассмотрено в течение 15 дней – именно столько имеет Погранкомитет на ответ. Если нужна дополнительная проверка, можете ждать и месяц. Другой способ связаться с Погранкомитетом – это твиттер. Правда, здесь вас могут забанить.