«Твоя несвобода похожа на баг в мироздании». У Саши Василевича день рождения — его друзья публикуют истории и фото с ним, которых вы не видели

Герои • редакция KYKY

Сегодня, 14 сентября, наш соучредитель, владелец агентства Vondel/Hepta Саша Василевич второй раз празднует свой день рождения в СИЗО. Почему Саша все это время находится там, мы не знаем, вероятно, не знают и следователи – суда над ним еще не было. Мы публикуем лишь малую часть постов знакомых, друзей и коллег Саши, которые, как и наша редакция, поздравляют Василевича и хотят как можно скорее увидеть его на свободе. 

Что случилось с Василевичем: краткая хроника событий за год 

• Впервые Сашу задержали 28 июля 2020-го, когда он понес в КГБ ходатайство за Виктора Бабарико. Тогда он отсидел 14 суток. 

• Через месяц, 27 августа 2020-го, в офис Vondel/Hepta пришли из ДФР. В тот же день сотрудники ведомства устроили обыски в доме самого Василевича, в доме директора KYKY Саши Романовой, в галерее «Ў» и домах галеристов, в офисе агентства Red Graphic, которым руководит жена Саши Надя Зеленкова. Саша, Надя, руководители Vondel/Hepta и галеристы побывали на допросах. В итоге с допросов в ДФР вышли все, кроме Василевича.

• 28 августа стало известно, что для Саши избрали меру пресечения – заключение под стражу. Спустя еще несколько дней счет компании «Минт-Медиа», которая издает KYKY и The Village Беларусь, был арестован по решению ДФР (счет заблокирован до сих пор, как и наши сайты). 

• 4 сентября Василевичу предъявили обвинение. Какое – адвокату запретили говорить.

• 9 сентября правозащитники признали Сашу политическим заключенным. 

• 10 октября Саша стал одним из политзаключенных, которых посадили за стол с Лукашенко в СИЗО КГБ, туда же пригласили Виктора Бабарико, Сергея Тихановского, Виталия Шклярова и других. Четверо участников той встречи сейчас находятся не в тюрьме. Шкляров недавно дал KYKY откровенное интервью и рассказал подробности этой встречи. 

• 29 октября стало известно, что один из культурных проектов Саши закрывается. Речь про галерею современного искусства «Ў» и «Ў-бар».

• 2 декабря у Саши родилась вторая дочь Уршуля.

• 6 января появились новости, что Саша в СИЗО болеет коронавирусом, нормального лечения ему не предоставляют.

• 6 августа стало известно, что Саша Василевич поставлен на учет в СИЗО как «склонный к экстремизму». 

• 27 августа был ровно год, как Саша находится в тюрьме. Все это время Саша пишет старшей дочке Уршуле трогательные сказки про пингвина. Часть из них мы публиковали вот тут. А сегодня вышла книга, как пишет жена Василевича Надя Зеленкова, в формате «распечатай сам», где собрали девять сказок Саши. 

«Саша просит прощения, что не позитивные последние, говорит, что испытывает недостаток общения с людьми, у которых дела хорошо. 

Для любителей односторонней печати: постранично или развороты. Те, кто готов на двустороннюю печать, – сложить листики и скрепить степлером – берите файл «спуск полос». Спасибо всем, кто помогал! Дизайн: Сергей Пасечник. Иллюстрации: Сергей Скибинский и Аделя Василевич. Фото: Даниил Парнюк», – рассказала Надя. Скачать сборник сказок Василевича про пингвина можно вот тут

• Вся редакция KYKY присоединяется к поздравлениям: нам очень не хватает Саши не только как руководителя, который умеет держать компанию в тонусе, но и как человека. Свободу Саше Василевичу! 

«Главное – возвращайся здоровым». Саша Романова, директор KYKY

«Вот снимки Саши Василевича из моего телефона: тут и запуск The Village Беларусь 2017 года, где Саша делает злое лицо на общем пьяном селфи. 

Тут и весенний корпоратив Vondel/Hepta, где Саша и Надя учат всех дегустировать вино. И ещё никто не знает, как наши жизни перевернутся через каких-то пару месяцев. 

Наконец, здесь последние фото Саши 12 августа 2020 года, когда он пришёл в офис после первых своих 14 суток.

С Днём рождения, дорогой друг. Главное: возвращайся здоровым. Скучаю жутко».

«Надеюсь, ты чувствуешь хотя бы малую часть поддержки». Сева Крутько, директор по развитию Vondel/Hepta

«Саша, могу только представить, какому количеству людей фейсбук сегодня предлагает воспоминания с тобой. Вероятно, все те люди, которых ты собрал вокруг себя: в агентстве, редакциях, галерее с баром – это и есть самый значимый жизненный капитал. Надеюсь, ты чувствуешь хотя бы малую часть поддержки от своих близких, друзей, коллег. Ну и, конечно, тебе придется выделить пару дней, чтобы все это прочитать. Ждем!»

«Пока ты там – нам нет покоя». Главный редактор The Village Беларусь Евгения Сугак 

«Саша, если бы нам всем предложили разделить твой год в тюрьме между собой, нашлось бы столько желающих, что каждый бы сидел не больше минуты. С днём рождения, дорогой друг! Пока ты там – нам нет покоя».

«Верю, что скоро окажешься в объятиях Нади и девочек». Александр Демидович, экс-руководитель коммерческих спецпроектов TUT.by

«Сань, очень верю, что скоро ты прочтёшь эти тёплые поздравления. Верю, что скоро окажешься в объятиях Нади и девочек. И очень верю, что скоро откроем шампанское, чтобы отметить свободу твою и всей страны. С днём рождения! Крепко жму руку! Чин-чин!». 

«Твоя несвобода похожа на баг в мироздании». Виктория Шаблинска

«Дорогой Саша! Все мысли сегодня про тебя, а все фотографии с тобой – зажигательный хаос и чеширские улыбки. Эта твоя несвобода настолько нелепа, что похожа, скорее, на баг в мироздании, чем на реальность. Я очень сильно желаю тебе и нам свободы, счастья, новых встреч и открытий. Ты знаешь в этом толк, как никто. Крепко обнимаю тебя и Надю. Пахне чабор!». 

«Возвращайся, мы тебя очень ждём». Настя Рогатко, главный редактор KYKY 

«Мне очень больно вспоминать последний такой личный разговор с Сашей. Это было воскресенье, за пол недели перед его вторым задержанием. После марша я зашла к нему в гости, потому что было неясно, стоят ли автозаки вдоль моей улицы (а тогда обычно стояли). Саша пил вино и был грустно-весел. Мы обсуждали, что ж там будет дальше, нужно ли будет уезжать, а если да – то кому? Как бы там ни было, Саша сказал, что он остаётся.



С тех пор я буквально десятки раз перепридумывала этот разговор у себя в голове. Сначала в ходе него я уговаривала Сашу уехать, чтобы у него не крали кусок жизни. Потом я запрещала себе спорить, ведь что это его выбор, и я/мы должны уважать его. Потом мне вообще казалось, что он что-то хотел мне сказать, но я не поняла. Потом я винила себя за то, что Саша сидит, а я не могу открыть дверь, за которой его держат, и вернуть его – к семье, в галерею, в агентство, в редакции – во все те компании и комьюнити, которые он создал и вырастил. В итоге я перестала вести несуществующие разговоры, потому что лучше писать реально существующие письма, часть из которых он даже получит.



Саша, дорогой друг, с днем рождения. Возвращайся, мы тебя очень ждём. А пока ты смотришь на нас каждый день с баннеров на сайтах KYKY и The Village. Ну, и со старых дурацких стикеров». 

«Мы тебя любим». Журналист Борис Штерн

«Сегодня день рождения у нашего друга! Мы семейно решили отметить: нарисовать Сашу и открытки.



Санечка, дорогой! Мы тебя любим, скучаем и верим в то, что в самое ближайшее время наша встреча состоится. Ждём тебя и семейство в гости». 

Дмитрий Геранин, СЕО av.by

Кирилл Волошин, соучредитель TUT.by 

Леонид Ворожун, Specific-Group

Рустам Цодиков, CEO Event Productions 

Дмитрий Герман, управляющий рекламным агентством

А вы можете написать Саше по адресу: Василевичу Александру Анатольевичу, Следственный изолятор №1, Володарского, 2, 220030, Минск. 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

27 августа 2020-го соучредитель KYKY Саша Василевич не вернулся домой с допроса. Вот 27 невероятных фактов о Саше — таких же, как он сам

Герои • редакция KYKY

Ровно год назад, 27 августа 2020-го, редакция KYKY в последний раз видела нашего соучредителя, бизнесмена Сашу Василевича – с того дня Саша находится в тюрьме. За что он там – никто не знает (совсем никто, вероятно, даже СК, потому что суда над Сашей еще не было). Но мы точно знаем, что Василевич, как и остальные политзаключенные, должен быть на свободе. Сегодня мы публикуем 27 рандомных, но важных фактов о Василевиче – чтобы читатель понимал, каких людей «власть» считает страшной угрозой.