«Поссорились из-за того, что я не так макаю суши в соевый соус». Как жить вместе на самоизоляции и не убить друг друга

Герои • Екатерина Шутова

Во время эпидемии страдают не только люди, система здравоохранения и экономика, но и семьи. Многие оказались запертыми друг с другом, котами или детьми в квартире – и нужно учиться заново выстраивать свой быт. KYKY поговорил с самоизолировавшимися беларусами и узнал, как они спасают свои отношения и нервы.

Журналист KYKY Ира Михно и кабинет на балконе 

«KYKY со скрипом отказался от работы в офисе чуть больше двух недель назад. И если я практически всегда работа не из дома, работодатель моего партнера не обеспечил его такой роскошью, как опенспейс. Поэтому мы оказались вдвоем на неопределенный срок жизни в однушке, где нет двери даже в ванну. Парень сразу заявил, что единственный стол в квартире принадлежит ему, мне для работы достался диван и пол. Когда я уже привыкла к проблеме «помоги Ире найти позу, в которой ноги не будут затекать», появилась еще одна: и у него, и у меня работа предполагает рабочие созвоны. Как-то во время моего разговора с экономистом Вася заорал: «Ира, а у нас туалетная бумага закончилась?». Через пару дней его коллеги узнали, какого цвета у меня халат и что у нас закончился чеснок – я вышла из душа и не заметила, что у Васи начался рабочий колл.

Стало понятно, что работать в одной комнате невозможно. Поэтому я выбросила с балкона все, что «когда-нибудь может пригодиться» и устроила там свой личный импровизированный кабинет. Появилась третья проблема – курильщику со стажем крайне сложно хотя бы час не курить, сидя на балконе. Да и погода в Минске в последние дни шепчет: «Сиди с 9 утра в неотапливаемом помещении». Но выбора у нас нет. 

В остальном совместная 24/7 жизнь не тяготит (спасают Zoom-вечеринки с редакцией и друзьями). Вася оказался жутким ипохондриком, но меня даже веселит, как он научился вызывать лифт при помощи зубочистки и опрыскивать меня антисептиком с ног до головы, когда прихожу из магазина». 

Сооснователь «Студии Сорокина и Кулинкович» Тамара Кулинкович и новые правила жизни

«Как пара мы с мужем вместе уже больше 15 лет, в общем бизнесе – больше 12 лет. Почти все делаем вместе – никогда не расстаемся и часто работаем из дома. Так что самоизоляция – это наша привычная среда. Но даже при этом первые две недели без выхода из дома оказались сложными. Добавился ремонт, мой 9-й месяц беременности и разлука с маленьким сыном, которого мы увезли к бабушке и дедушке на дачу. Из-за изоляции и стресса быт настолько сильно изменился, что пришлось заново адаптироваться друг к другу. В итоге у нас были ссоры из-за какой-то картонки в прихожей, из-за выноса мусора – даже из-за того, что я неправильно макаю суши в соевый соус. Последняя ссора была самой ожесточенной – жутко вспоминать. 

Когда прошло ещё две недели, мы выстроили новый быт. Теперь мы даем друг другу больше пространства, работаем в разных комнатах, не прерываем рабочий поток по мелочам, не говорим о работе без согласия. Не включаем посторонние звуки, не открываем окно, если кому-то может дуть, не топаем и не хлопаем дверями, не выясняем отношения. Следим, чтобы каждый за собой убирал, стараемся по очереди готовить, стараемся следить, чтобы второй не забывал поесть. Это выглядит как безумие, но именно это спасает наш домашний мир – такое поведение стало новой культурой совместной жизни.

Вообще, в изоляции остаётся очень мало сил. Все эти мысли, что, мол, теперь переделаю все дела, изучу все курсы и посмотрю все виртуальные музеи – все это буллшит. В движении, свежем воздухе и общении с другими людьми ты получаешь энергию, а дома на двоих её не хватает. Когда один, ещё меньше. Иногда есть силы только лежать и корить себя. Поэтому мы решили беречь себя и друг друга и сейчас почти ничего от себя не требовать. Не обманываться иллюзией свободного пространства и времени и просто жить в потоке».

Журналист Евгений Корнеевец и кооперация с женой против энергии дочери 

«Дома я сижу около четырех недель – в отличие от жены, которая и до самоизоляции в офис не ходила. Сначала мы засели с ней в четырех стенах вдвоем. Ребенка продолжали водить в сад – тогда еще продолжалась государственная информационная бомбежка, что дети не болеют, трактор всех вылечит и бла-бла-бла.

Первые пару дней совместной самоизоляции все было окей, но потом некоторые моменты стали дико напрягать. С женой фон был очень напряженный, прямо звенел, как пишут Стругацкие. Ей для работы нужно, чтобы на фоне что-то бубнело – телевизор, музыка, инстаблогеры и прочее. Меня же это дико сбивает с рабочего настроя, но я старался и терпел – почаще выходил на балкон подышать воздухом и привести мысли в порядок. Или, например, мне еще два материала надо успеть сдать, а жена начинает показывать новости о том, что Джиган с ума сошел. Я могу сорваться на ор: «Да какое, бл**ь мне до этого дело?». Но самый сильный скандал случился из-за того, что жене не понравилось, как я утром зашёл на кухню, а мне – как она об этом сказала. 

Потом стало хуже: независимые СМИ, telegram-каналы начали строчить новости, что кого-то куда-то забирают, и вообще все вымирают, так что на улицу лучше не соваться. Хотя госСМИ продолжали рассказывать, что они просто паникеры, а коронавирус – это вообще оружие США. Минздрав же, как партизан, молчал или сбрасывал какие-то шифровки. Мы почитали все это и поняли, что ребенку лучше переждать с нами дома – и началось самое веселье. 

Ребенок в том возрасте, когда у него уйма энергии и ее нужно куда-то девать. Дочь так нас загоняла, что мы с женой забыли про все разногласия и скооперировались, чтобы хоть как-то противостоять ей. Пока один прикрывает, второй пытается работать, и наоборот. Благо, у коллег такая же ситуация, и все прекрасно понимают: каково это работать, когда ребенок дома. Иногда прям хочется залезть на потолок для спокойствия. 

А еще я по глупости забыл свой ноутбук в офисе, а дома есть только стационарный компьютер. Так что вся моя проделанная работа за день выглядит, как письмо из мультика про Простоквашино (его пишу и я, и дочь, и кот). Когда ребенок засыпает, приходится снова садиться и приводить все в порядок. Вечером мы с женой специально не идем спать подольше, чтобы насладиться тишиной. Ведь утром – новый бой, сражение за работу, шум, гам и прочее. Не знаю, как протянуть еще месяц».

Фотограф Юля Лейдик и дзен во имя любви 

«До самоизоляции мы вставали рано утром, отводили детей в сад и школу и ехали на встречи/съемки, домой возвращались часов в шесть вечера. А сейчас мы спим до 11 утра, потому что спать ложимся в три часа ночи. И детям повезло – они видят нас 24/7. Дети на изоляции постоянно хотят есть – ты только и успеваешь выдумывать, как разнообразить рацион. 

 

 

В наших отношениях с [мужем] Женей ничего не поменялось. Кроме развлечений: теперь днем мы иногда устраиваем походы в пекарню Brø bakery, а вечером – бутылка игристого на двоих под кино и чтение книг. Просто любить человека надо, чтобы на чушь вроде носков под стулом и другую бытовуху не реагировать. Лично у меня бывает период ворчания, но это всегда неделя перед месячными – в остальное время я золотой человек. А если вы оказались вдвоем взаперти и начали ссориться из-за всякой чуши, стоит задуматься: по природе многие люди – одиночки. И дальше может быть только хуже». 

Менеджер IT-компании Марина Саврук и лайфхак «лежат носки – ну и хрен с ними, и я полежу»

«Наш офис перевели на удаленку около трех недель назад. Ссор с мужем больше не стало – мы живем в браке 16 лет, все это время стараемся слушать друг друга и уважать личное пространство. Плюс, сейчас меня выручает женская мудрость а-ля «лежат носки – ну и хрен с ними, и я полежу».К тому же сейчас муж не все время дома. Иногда он уезжает к себе в мастерскую и устраивает самоизоляцию с деревообрабатывающими станками. Как результат – сделал мне прекрасный столик для ноута, чтобы спина не болела от работы на диване. 

Мы живем в «двушке». Поэтому, когда у меня случается конференция в Zoom, а муж дома, я ухожу в другую комнату. Муж не мешает, в отличие от кота, который не может выдержать факта закрытых дверей, орет и начинает «тыгыдыкать» по клавиатуре.
Но к котам, думаю, все уже привыкли – в кадрах рабочих созвонов они уже никого уже не удивляют. Хотя я все равно развернула ноутбук камерой к стене, чтобы лишний раз в зону видимости ничего не попадало».

Экономист Лев Львовский и девушка, у которой есть и своя квартира 

Я сижу дома на удаленке, но у моей девушки такой функции нет – ей приходится ходить на работу. К тому же у нее есть своя квартира, поэтому мы проводим вместе не так много времени. Видеться нам не страшно – а чего бояться? С большой вероятностью мы почти все переболеем (60-80%), а вероятность умереть – всего 0,1-0,2%. 

Вероятность расторгнуть отношения, когда вы сидите вместе на самоизоляции, намного больше – это время повышенного стресса, споров и ссор. Статистика говорит, что карантин приведет мир к увеличению разводов, домашнего насилия и, скорее всего, к увеличению рождаемости. Если отношения изначально были не очень, а людей и так что-то в друг друге бесило, бесить будет еще больше. Ну, а если вместе людям было комфортно, вероятно, они не рассорятся. Это что-то вроде теста на прочность пар. Но я этот тест не прохожу – как порядочный эксперт, стою в стороне от ситуации». 

Телеведущий, автор ютуб-канала «Гонзо-беларус» Антон Мартыненко и неприличное отсуствие ссор

«Мы с женой, черепахой, собакой и ребенком находимся на самоизоляции уже четвертую неделю. В наше коронавирусное время хвастаться тем, что у тебя отличные отношения с любимым человеком и вы счастливы проводить все время вместе – это как во время голода объедаться пирожными. Поэтому я просто скажу, что у нас с женой все более-менее норм. Мы с Юлей и до карантина все время проводили вместе, так что особых изменений в этом плане нет. Ругаемся мы периодически и без всяких коронавирусов. В последний раз мы поссорились из-за того, нужны ли в нашей стране гей-парады (я не буду уточнять, кто какую позицию отстаивал, чтобы моя жена не выглядела гомофобом). Работаем мы в одной комнате на одном и том же ноутбуке, и вот из-за этого у нас не было ещё ни одной ссоры. Из-за гей-парадов были, а из-за компьютера нет.

 

 

Но я, конечно, вижу на примере своих знакомых пар, что самоизоляция может разрушить даже самые крепкие отношения. Коронавирус показал, как неправильно мы расставляли приоритеты: раньше семья и дом казались чем-то самим собой разумеющимся, а все силы люди вкладывали работу. За одну секунду от работы не осталось и следа, люди огляделись вокруг и увидели, что живут не так, не там и не с теми. Это очень жесткое осознание, но его надо принять, чтобы выработать правильную стратегию. Или разбегаться, или сделать усилия и выстраивать совместную жизнь заново. Но если есть любовь – лучше постараться. Мне очень жаль людей, которые встречают самую большую беду поколения в одиночестве».

Галерист Анна Чистосердова и щенок как новый член семьи 

«Так много времени вместе – это хорошая проверка на прочность: у нас с партнером пока все нормально. Я, например, периодически составляю ему компанию в просмотре всемирно известного беларуского футбола, хотя раньше его не смотрела. А неделю назад мы удочерили собаку – давно думали завести щенка, но из-за графика работы боялись, что не сможем достаточно времени уделить ему. А когда стало понятно, что ближайшие несколько недель нам точно придётся провести дома, проблема отпала сама собой. Посмотрели объявления – и вот Дуня нашла себе прекрасную семью. Так что теперь денно и нощно вкушаем радости «родительства». Живём в заботах и мыслях о том, кто же из неё вырастет. 

 

 

 

Еще одни хороший вариант на самоизоляции – прокачаться в приготовлении новых блюд, совместном просмотре сериалов и кино, на которые нет времени. Больше узнать об увлечениях любимого. Ну и мы иногда выбираемся подышать в ближайший парк, а на обратном пути исследуем ассортимент местных винных магазинов». 

Управляющий коммуникационным агентством Роман Костицын и желание снова ходить в офис 

«Наша с женой самоизоляция проходит на фоне переезда, контактов со строителями и сантехниками. Плюс, мы работаем и много времени проводим в телеконференциях. Так что частота ссор и размолвок остается в пределах нормы. А кошка вообще хронически счастлива, что все ее подданные всегда дома. Что она будет делать после карантина, даже не представляю.

Хотя я периодически езжу в офис в одиночестве подписать документы и выпить чашку кофе из офисной кофемашины, очень скучаю по работе там. Думаю, когда вернемся в офис, будем неделю пить кофе с коньяком и другими наполнителями. Или без кофе – только с наполнителями». 

Арт-менеджер Ольга Мжельская и дочь, которая хочет участвовать в рабочих звонках отца 

«Думаю, самоизоляцию нелегко переносят те пары, которые в нормальной жизни работали в офисе и встречались дома только утром и вечером. Сейчас они 24/7 вместе всегда, но партнёры хотят общения, передвижений по городу в привычном количестве, поэтому и происходят ссоры – оба просто переносят свое раздражение друг на друга, или в отношениях на самом деле есть проблемы. В нашей семье такой проблемы нет. Мы оба фрилансеры со стажем: сколько вместе живем, столько и работаем из дома. Но два года назад у нас родилась дочка. Знаете, какая разница между декретным отпуском мам и этой самоизоляцией? Теперь все люди считай в декретном отпуске! Друзья чаще хотят пообщаться вместе в Zoom, и мамы могут онлайн ходить в театр, на концерты и даже в бар.

Так что нам на изоляции тяжело, но не друг с другом, а с активным ребенком, у которого сложный характер. Дочь Стеша такая же деловая, как ее отец. Она любит ворваться в комнату [мужа] Федора, когда он говорит с коллегами, и те слышат дикий или веселый ор ребенка, который норовит напасть на папу от любви. И Стешу невозможно успеть поймать. 

Услугами няни мы временно не пользуемся, так что бывают дни, когда просто лежишь как зомби на диване: следишь глазами за ребенком в ожидании, когда закончится новый день. За месяц изоляции фантазия уже перестала работать, чем же еще развлечь дочь. 

 

В отношениях с мужем все намного проще. Из-за чего часто ссорятся люди? Уборка квартиры – купили робот-пылесос. Гора посуды? Посудомоечная машина в помощь. Не знаю, правда, как решить проблему с горой одежды на кресле: она у нас просто есть – и ладно. Кто готовит еду? Тот, кому в данный момент позволяет время или желание (чаще это муж – ха-ха). Никто не хочет готовить? Открываем сервисы доставки еды. Но если кипят негативные эмоции внутри пары, возможно, это как раз знак того, что люди не подходят друг другу или не созрели для совместной жизни? Короче, самоизоляция может стать хорошим способом проверить отношения без пустой траты многих лет».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Наши повара приезжают на работу в 6 утра». Эти люди бросили всё – и помогают врачам бороться с коронавирусом

Герои • Ольга Родионова

Мы все уже устали от плохих новостей и неопределённости. Поэтому сегодня KYKY расскажет о беларусах, которые смогли собрать ресурсы, деньги и единомышленников – чтобы помогать людям, оказавшимся на переводой. Любую инициативу из этого материала вы можете поддержать – равно как и запустить свою собственную.