Сегодня, 17 июня, штабы Виктора Бабарико, Светланы Тихановской и Валерия Цепкало, которые вчера решили объединиться, провели первую пресс-конференцию в новом статусе. KYKY по традиции записал самое важное.
Мария Колесникова, Вероника Цепкало и Светлана Тихановская пришли на встречу к журналистам с цветами.
Мария Колесникова: «Я бы хотела поблагодарить Светлану, Валерия и Веронику за то, что мы объединили усилия для одной цели. Вы знаете, что в мире много примеров, когда благодаря объединенным усилиям удается сменить режим или бороться с тем, с чем народ не согласен. Сейчас как раз тот исторический момент, уникальное время – мы можем повлиять на многое. Мы точно знаем, что главные враг нашей победы – это не режим, а неверие в нашу победу. У нас есть три недели до 9 августа – мы все должны активизироваться, все должны прийти на выборы и заявить, что мы не согласны. Мы будем очень горды за себя, мы будем рассказывать своим детям, что несмотря на длительный диктаторский режим, мы смогли это изменить».
Светлана Тихановская: «Вы все знаете, почему я оказалась на этом месте – из-за любви к мужу. Именно поэтому я решила продолжить дело, которое было для него таким важным. Я люблю Беларусь и беларусов, поэтому продолжаю идти дальше, несмотря на попытки меня сломать. Я люблю своих детей и хочу, чтобы они росли в свободной стране. Чтобы нашим детям не затыкали рты, как нам. Чтобы они не сидели в тюрьмах без вины. Мой супруг – Сергей Тихановский – в свое время объединил народ. И сейчас мы тоже решили объединиться, чтобы достигнуть общей цели. Вместе мы стали еще сильнее. Мы не делаем ничего плохого или незаконного – мы хотим жить в свободной стране. Мы не хотим больше старой власти. Как и все вы, мы не верим в честные выборы, но только совместными усилиями можно защитить наши голоса. И нам очень нужна помощь беларусов – только вместе можно построить страну для жизни.
Мы объединились на основе пяти принципов. Во-первых, приглашаем всех желающих на выборы 9 августа. Во-вторых, мы за обязательное освобождение всех политзаключенных, а также экономических заключенных, которым должно быть предоставлено право на пересмотр дел в независимых и честных судах. Также обязательным пунктом является проведение повторных честных выборов после 9 августа. Мы будем информировать избирателей о необходимости защищать свои голоса разными способами. И в момент голосования настоятельно просим всех желающих присоединиться к движению наблюдателей на выборных участках».
Вероника Цепкало: «Хочу ответить на вопрос, который волнует сегодня многих: «Почему штаб Валерия Цепкало присоединился к кампании Светланы Тихановской?» Текущее руководство страны бесстыдным образом сняло самых сильных кандидатов на пост президента Беларуси – Виктора Бабарико, Сергея Тихановского, моего супруга, Валерия Цепкало. После этих бесстыжих событий мы решили объединиться и показать, что такое женская солидарность. Мы видим, что сейчас наша власть боится женщин, боится Светлану, потому ее муж в тюрьме – он заложник ситуации. У Светланы двое детей. Мы всем хотим показать, что Конституция в этой стране написана для женщин, именно поэтому объединились: мы солидарны со Светланой, как с матерью и женщиной. Мы верим, что мы не второсортные, что стоим наравне с мужчинами. Мы верим, что победим».
Вопрос из зала: Будете ли предлагать штабам Дмитриева и Черечня сняться с выборов в вашу пользу?
Мария Колесникова: Мы знаем, что Андрей Дмитриев поддержал нашу инициативу. Мы будем рады всем, кто нас будет поддерживать и предлагать с нами дальше работать.
Светлана Тихановская: При соблюдении пяти основных принципов нашей кампании.
Мария Колесникова: Мы открыты для всех кандидатов и партий, которые занимают проактивную позицию.
Вопрос из зала: Поддержали – это не значит, что они готовы сниматься в вашу пользу?
Вероника Цепкало: Речь не идет о снятии кандидатов – речь об объединении кандидатов. Три штаба совместно сформулировали пять главных принципов, на основе которых держится наше сотрудничество. <...> Все кандидаты, которые разделяют эти принципы, могут присоединиться к нашей инициативе.
Вопрос из зала: Как три штаба будут действовать в дальнейшем? Будет один объединенный штаб Тихановской, или будет другая стратегия? И второй вопрос: вы призываете идти на выборы и голосовать – а за кого нужно голосовать?
Мария Колесникова: Наши три штаба, в первую очередь, объединили усилия. Это означает горизонтальную иерархию. У каждого – зоны своей ответственности. На самых важных пунктах мы создаем рабочие группы и решаем вопросы по мере их поступления вместе. Таким образом будет происходить координация нашей общей работы. Отвечая на второй вопрос...
Вероника Цепкало: Голосуйте за Светлану! За кого же еще?!
Вопрос из зала: Кто был инициатором объединения, и знает ли об этом Виктор Бабарико?
Мария Колесникова: Вчера рано утром мы, штаб Виктора Бабарико, пригласили Светлану и Веронику для обсуждения дальнейших действий. Сначала мы совещались со всеми участниками, но в итоге решили, что хотим поговорить втроем. За 15 минут мы приняли решение о дальнейших действиях и написали все пять пунктов, которые вы сейчас перед собой видите. Это было так быстро и легко, потому что у нас одна цель – смена власти 9 августа. Мы хотим, чтобы Беларусь проснулась.
Вероника Цепкало: И тем самым мы показали, как быстро женщины, в отличие от мужчин, могут договориться. Нам потребовалось всего лишь 15 минут.
Мария Колесникова: Насчет Виктора Дмитриевича. Объединение – это был один из планов. Мы рассматривали разные варианты развития событий, в том числе обсуждали, что если не остается нашего кандидата, мы начинаем искать другие способы для достижения одной цели – победы.
Вопрос из зала: Может, уже организована агитация среди многочисленных сотрудников крупных предприятий? Таких как завод МАЗ, например – среди рабочих, которые могут проголосовать за вас.
Светлана Тихановская: Мы обсуждаем этот вопрос. Но сегодня мы не говорим об агитации и предвыборной кампании.
Мария Колесникова: Есть конкретно выделенные государством места, где мы можем вести агитацию. Но там нет МАЗа и всех остальных крупных предприятий.
Вероника Цепкало: Мы бы хотели прийти на МАЗ, на МТЗ – любой государственный завод и провести агитацию. Но, к сожалению, у нас нет такого административного ресурса, в отличие от другого кандидата. За последние несколько месяцев у нас сложился феномен – мы видим его в «цепочках солидарности», велопроездах, сигналах машин. Мы видим, что беларуское общество готово к переменам как никогда.
Вопрос из зала: Вы чувствуете поддержку этих людей?
Светлана Тихановская: Они – простой народ, как и мы с вами. Я уверена, что они тоже хотят смены власти.
Вопрос из зала: Правильно ли я понял, что до выборов надо заниматься объединением, а не уличными акциями? Вы будете призывать людей выходить на улицу?
Мария Колесникова: Каждый гражданин Беларуси волен сам решать, как ему действовать. Мы нацелены на то, чтобы в течение трех недель активизировать людей для выражения своей гражданской позицией – чтобы они пришли на выборы 9 августа.
Вопрос из зала: Будет ли пересматриваться список доверенных лиц, учитывая, что в него не вошли представители ни штаба Цепкало, ни штаба Бабарико, а вчера из него вышли представители «Европейской Беларуси»?
Светлана Тихановская: Список будет обновляться. Он будет включать людей для максимального покрытия регионов. Так мы повышаем эффективность мероприятий, которые будут проводиться во время агитации. Необходимости, чтобы Вероника и Мария были в этом списке, нет.
Вероника Цепкало: Но мы не исключаем такую возможность.
Вопрос из зала: Вы оставили попытки добиться регистрации своих кандидатов?
Мария Колесникова: Нет. Но пока наши усилия по обращениям в ЦИК и Верховный суд не принесли результатов. Мы не теряем времени и идем вместе к общей цели.
Вероника Цепкало: Вчера мы отправили жалобу в Верховный суд. Но мы не питаем иллюзий, что мой супруг будет зарегистрирован в качестве кандидата в президенты. В нашей стране вся судебная система подчиняется только одному человеку. Не регистрация Виктора, моего супруга – чисто политическое решение. Как и заключение Сергея Тихановского. Мы все это понимаем. Мы обращаемся в суд, чтобы там провели нормальную экспертизу по подписям – у моего супруга практически 50% оказались недействительным. И мы назовем имена всех людей, которые участвовали в фальсификации выборов в Беларуси – это представители ЦИК и так далее. И третье, для чего нам нужно обращение в Верховный суд, – это будет площадка для обращения в международные суды.
Вопрос из зала: Вы планируете подавать жалобы на ОНТ? Что будет в этих жалобах?
Мария Колесникова: Да, мы втроем сегодня пойдем подавать жалобу. Это обращение, которое касается сюжетов, посвященных и Сергею Тихановскому, и Валерию Цепкало, и Виктору Бабарико. Сюжеты о делах, расследуемых по статьям Уголовного Кодекса, в которых обвиняют людей, хотя ни по одному еще нет судебного решения. Мы считаем это неправомерным, в том числе, нарушением избирательного процесса. Кандидаты все это время только таким образом могут быть в телевизоре – в качестве героев странных сюжетов.
Вопрос из зала: В случае массовых фальсификаций на выборах, вы готовы призывать людей к уличным протестам?
Светлана Тихановская: Мы готовы призывать людей защищать свои голоса теми способами, которые они для себя выберут.
Вопрос из зала: Это предусматривает участие в уличных акциях?
Светлана Тихановская: Если человек решит, что это – единственный способ, это будет его решение, да.
Вопрос из зала: А где Валерий Цепкало?
Вероника Цепкало: Мой супруг является кандидатом в кандидаты. Сейчас мы ожидаем решение Верховного суда – как я уже сказала, мы в это не верим. Но если его все же зарегистрируют кандидатом в президенты – это будет один сценарий развития событий. Естественно, мы будем продолжать поддерживать Светлану, но тогда Валерий будет активно участвовать в кампании Светланы.
Вопрос из зала: Светлана, какие у вас эмоции? Все такие заведенные, а что вы чувствуете?
Светлана Тихановская: Чувства смешанные. Я уверена, что это объединение идет на пользу: мы сможем привлечь намного больше электората к нашей предвыборной кампании. Но от страха я не избавилась – очень переживаю за своего супруга – это вносит постоянный стресс в мою жизнь. Ну, и радость от того, что люди сейчас на подъеме. Они встают с диванов и начинают совместными усилиями что-то делать ради будущего.
Вопрос из зала: Есть ли план на случай продолжения репрессий в адрес чьего-либо штаба?
Мария Колесникова: Невозможно что-либо сейчас предугадывать. Как вы понимаете, еще два дня назад никто не мог знать, что мы здесь будем сидеть втроем.
Вопрос из зала: Расскажите историю того фото, которое уже успело стать легендарным
Светлана Тихановская: У каждого из нас своя история, свои символы, свой способ приветствия. Это вышло совершенно спонтанно – мы не договаривались, мол, девочки давайте сейчас покажем (опять в кадре символы: сердце, сила и победа – прим. KYKY). Все вышло само собой.
Вопрос из зала: Избирательная кампания сейчас станет еще жестче. Вам хватит сил дойти до конца?
Светлана Тихановская: Если бы я была одна, возможно, сил бы и не хватило. Но сейчас я чувствую поддержку милых дам и их штабов. Конечно, это придает сил. Я надеюсь, что справлюсь.
Вероника Цепкало: Мы – женщины, мы – матери, мы будем друг друга поддерживать и мы идем до победы. И призываем всех избирателей Республики Беларусь присоединяться и голосовать.
Светлана Тихановская: Помните, что у войны не женское лицо.