Журналист разучился писать. Он не тратит себя на эмоцию. Вся крутая пресса увлеклась инфографикой и data journalism, все крутые бренды платят за social media marketing. И пусть среди простых смертных самым популярным гугл-запросом остается «как извести медведку», но мы тоже научимся видеть сенсацию в файле с электронными таблицами. Пройдет каких-нибудь сто тысяч лет, и глаза потребителей информации станут размером с блюдца. Чтобы считывать базу данных любой сложности за долю секунды.
Что не убивает, то делает сильнее
Популярность инфографики, то есть детальных картинок с комментариями вместо текста, приводит к мысли, что выросло поколение читателей, воспитанное на комиксах. Схему пульта управления телевизором им воспринимать проще, чем 'многабукф'. Они любят инфографику за вау-эффект — маленькое удовольствие от узнавания образов. Это радость древнего человека, который рисовал единорога вместо носорога, потому что лошадь с рогом на носу было легче представить. В редакциях прогрессивных СМИ любят рассказывать истории из детства инфографики. От шумерской клинописи до наскальных рисунков 8-тысячелетней давности о том, как ловить лося и кита белуху в Белом море. Действительно, инфографика — это хорошо забытое старое. Даже ваша бабушка в курсе явления, потому что в 1930-м году в поликлинике рассматривала плакат со строем голых карапузов и надписью «Вес и рост детей от рождения до двух лет».
Фоторепортаж с места дает эмоцию, инфографика воссоздает полную картину события. Можно сколь угодно фотографировать криминальный район, но только карта города с графиком всех убийств по районам, ареалом распространения бомжей и крыс, позволит планировать жизнь и досуг в городе. Пару веков назад в Лондоне инфографика спасла жизнь тысячам англичан: художник нанес на карту распространение чумы по районам, и люди поняли, в каких колодцах заражена вода. Вот почему сегодня в журналах 'Нью-Йоркер' и 'Эсквайер' сидит целый штат мастеров инфографики, и не понятно, кто круче: журналисты или они.
Журналист с подвыподвертом
За последние лет пять в инфографике утвердились свои звезды и true-фанаты. Одного из них зовут Фернандо Баптиста, он художник в National Geographic. В рабочее время он раскрашивает пластиковые скелетики так, будто они пролежали в гробнице несколько тысяч лет. Фернандо уточняет: «Нью-Йорк Таймс работает над визуализацией данных, а я рассказываю графикой историю». Фернандо показывает миру способ захоронения вождей в Тибете и раскрывает секрет, как двигали статуи на острове Пасхи на Гавайских островах, чтобы местные жители не говорили: камни сами ходили. Работы Фернандо красивы, как во сне. Он делает по 20 эскизов дизайна, чтобы найти правильный ракурс. Думали ли вы о том, почему императорский пингвин развивает такую бешеную скорость, когда выпрыгивает из воды? А Фернандо об этом думает. Пингвины выпускают воздух из-под перьев, от чего их скорость возрастает в три раза, и у них появляется шанс удрать от морских львов. «В моей работе вымысла нет. National Geographic читает 70 млн, и может найтись читатель, который увидит, что это придумано». Фернандо — идеальный художник на службе читателя, доказавший собственным примером: когда творцу дают Apple вместо листа бумаги, он меняет мир.
Фернандо Баптиста, National Geographic
Работы Фернандо Баптиста
В Беларуси тоже есть художники-иллюстраторы. Они рисуют портреты колумнистов и концептуальные имиджи к материалам, которые нечем иллюстрировать, потому что тырить снимки в фотобанках для СМИ не комильфо.
Иллюстраторы восполняют пробел, но показать, как выглядит раздевалка клуба БАТЭ или курилка Национального собрания, нам пока в голову не приходит.
Тем временем в России уже есть крупная студия инфографики, она появилась в «РИА Новости». У государственного агентства ничем не ограниченные ресурсы, позволяющие не жалеть денег на оплату труда 40 человек: над инфографикой в «РИА Новости» работают трехмерщики, которые делают конструкции 3D, программисты, картографы. Свои умения они по-модному называют скилами. «Обидно, когда мы два месяца работаем, а потом публикация висит на сайте один день, и тот, кто в этот день на сайт не зайдет, ее не увидит», — говорит руководитель русской студии инфографики в «РИА Новости» Павел Шорох.
Что будет, если скрестить дизайнеров с журналистами
Тому, кто первым додумался сделать дизайнеров журналистами, — медаль и вечная слава. До существования инфографики дизайнеры создавали изящные вещи в себе, это было красиво, но не применимо к реальности. Если бы дизайнер не подружился с журналистами, человечество никогда не задумалось бы самостоятельно, как соотносится размер памятника Франциску Скарыне с другими памятниками, какие тени по длине отбрасывают здания города. А способ приготовить омлет посредством картографии? А исчерпывающая схема работы лифта? Мастера инфографики - как мальчишки, которые моделируют самолетики: сухо, изящно, подробно и без солей. Иногда они позволяют себе безобидно шутить: например, Фернандо Баптиста из National Geographic прячет неудавшийся эскиз дикой кошки в ногу удавшегося. «Инфографика — лоскутное одеяло, состоящее из многих элементов, в которой должна быть одна главная фраза», — говорит основатель Infographer.ru Ирина Доброва. Или вот Надежда Адрианова из «РИА Новости», которая пересчитала все буквы и цифры в проектировке Останскинской башни. Чтобы зритель, болтаясь на невидимом канате, спускался вниз, разглядывая башню и ее шпиль, раскачивающийся от ветра на 12 метров в стороны.
Инфографика вошла в моду, и пока не понятно, хорошо это или плохо. Но если вы долгие годы пишите роман про пришельцев, можете не запариваться и бросить силы на схему устройства несуществующего космического корабля. Вам дадут золото на конкурсе в испанском Наварро, и ваша жизнь войдет в новое русло.
Материал сделан по мотивам Третьей международной конференции «Инфографика и информационный дизайн-2013».
Источники иллюстраций: huffingtonpost.com, visual.ly, ria.ru, blog.psprint.com