Безотходный образ жизни стоит на пяти китах: откажись, уменьши, используй повторно, перерабатывай и компостируй. На удивление, все эти правила вполне креативно практиковались в Советском Союзе. KYKY не призывает его возвращать, а лишь заглядывает в прошлое и выносит 10 правил жизни, которые сегодня помогают человеку быть менее вредным для мира.
Тряпки для уборки из прошлогодней коллекции Gucci
С каких пор мы вообще начали платить деньги за тряпки? Раньше одежду, которая по техническим причинам не могла выполнять свою главную функцию – скрывать последствия новогоднего оливье весь год – превращали в орудие уборки, не вредя окружающей среде. Советские ткани служили долго и отменно притягивали пыль. Чего не скажешь о современных разноцветных салфетках из микрофибры, которые, к тому же, упаковывают в пластик. Или тех же бумажных полотенец, на изготовление которых уходит примерно две тонны древесины. Еще аргумент в пользу тряпок из вещей – это весело. Помните, как домашние угадывали, чьими сегодня импортными трусами бабушка вытирает пыль? И ведь это лёгкий способ избавиться от одежды кохаузеров, которую вы ненавидите!
Капроновые колготки вместо губки для мытья посуды
Щетки для уборки делают из капроновых волокон, они эластичные и прочные, а значит можно скрести и мести до блеска. Но если не видно разницы, зачем платить больше? Тот же эффект дадут и старые капроновые колготки, если по советской постмодернистской традиции применить их в другом месте — например, в мытье посуды. Можно скрутить из них мочалку, а просто можно надеть на руку как моющую перчатку. Так получится заменить бесконечный поток пластиковых губок, которые выходят из строя уже через две недели активного мытья. Плюс не придется тратиться на дорогие эко-заменители типа натуральных щеток или целлюлозных губок. К капрону хорошо примагничивается пыль, поэтому бабушки советуют использовать ненужные чулочные изделия для полировки бокалов или протирания мебели, на которой часто образуется серый слой. Как тебе такое, Мари Кондо?
Сода как антибиотик, сыворотка красоты и панацея для семейного счастья
Если бы песню «лучшие друзья девушек» писали в СССР, она была бы про комсомол и соду. Сода вообще была каким-то уникальным аюрведическим средством, помогала советской хозяйке выводить пятна свеклы и вина на скатерти, снимать накипь, лечить боль в горле, изжогу, снимать зуд от укусов комаров, печь пышные пироги, худеть, скрабировать кожу, заменять слабительное, шампунь и средство от вшей… Перечислять все её применения небезопасно для времени.
Сейчас для каждого из этих пунктов есть своё средство в отдельной (и чаще всего пластиковой) упаковке. Но можно воспользоваться бабушкиным советом и отбелить простынь не агрессивным отбеливателем, а замочить или прокипятить с содой, или не покупать каждый раз спрей для горла, а развести соду с горячей водой – и через два дня вылечить легкую простуду. Более того, пищевая сода не так опасна как средства для мытья посуды, которые содержат ПАВ (поверхностно-активные вещества), влияющие не только на окружающую среду, но и на печень, почки и нашу иммунную систему. А сода стоит копейки и продаётся в бумажной упаковке. Кстати, если этот текст наберет 50 000 просмотров, мы напишем подробную инструкцию к употреблению соды.
Авоська с продуктами, лэптопами и последними айфонами
На старых советских снимках можно увидеть, как из универмага женщины, старики и дети идут с сумками, в которых просматривается потребительская корзина среднестатистического гражданина СССР. Сегодня авоська — это подиумный тренд, который пока не сдает позиции, а скорее трансформируется брендами, превращаясь в настоящие IT-bags с кожаными вставками и градиентными рисунками. Но спустимся с небес на землю: если вам надоели холщовые сумки с принтами (они, и правда, уже не особо в тренде), а полиэтиленовые пакеты уже не позволяет брать совесть, то сетка станет их стильным заменителем. К тому же в ней можно носить и книги, и кошелек, и ноутбук, параллельно собирая комплименты от бабушек с района. А если действительно будете класть в авоську ноутбук и кошелек, сможете проверить, насколько можно верить телевизору, где говорят, что уровень преступности в стране падает.
Государственная газета жаждет, чтобы её опустили на дно
«Доктор, у меня сзади что-то шуршит». — «Разденьтесь. Повернитесь. Да у вас тут газета!» — «Правда, доктор?» — «Нет, «Известия». (Советский анекдот)
Газеты в СССР в отстуствие даркнета были социальным мастхэвом. При этом их актуальность заканчивалась вовсе не тогда, когда выходил новый номер «Правды», а когда в нее уже не получалось завернуть ссобойку. Газета была одной из главных упаковок – ее использовали для букетов в стиле «Москва слезам не верит», для еды в стиле плацкартных турне Витебск-Ялта, как обложки на книги и даже как мусорный пакет. Отдельной отрадой простого советского человека был выбор лица, которое сегодня отправится в мусорное ведро. Все это до сих пор можно перенять для более экологичной жизни. Особенно этот лайфхак работает, если вы, например, учитель, и вам заставляют выписывать государственную периодику.
Ребёнка не обязательно укутывать в кучу пластика
Как же радовались мамы, когда в общем доступе появились подгузники и им больше не нужно было кипятить пеленки! В самом начале прихода памперсов-спасателей их экономили со страшной силой, меняя раз в день. И ничего страшно не происходило – детей с кривыми ногами или поломанными судьбами больше не стало. В современном мире с низким ценником на «самое необходимое» за сутки на одного ребенка уходит в среднем шесть подгузников, и так до двух-трех лет (всего – примерно пять тысяч пластиковых трусов). Эту проблему можно решить, «откатившись» назад к тем самым заводским настройкам СССР. Правда, сейчас можно купить многоразовые подгузники, которые будут дороже обычных (восемь штук за 159 рублей) и намного экологичней. Но если вы не ходите рублём или долларом платить такой налог на праведность, используйте трушный бабушкин метод вечной смены пелёнок.
Страх и преданность многоразовым прокладкам
Сначала мир со всеми силами изобретал средство, которое позволит не пользоваться марлей, не стирать по сто раз прообразы прокладок, а пользоваться чем-то одноразовым. Теперь всё поехало в другую сторону – и на прилавках эко-магазинов появились менструальные чаши, которые заменяют тампоны, и многоразовые прокладки – которые заменяют и так понятно, что. Люди за 40 искренне пугаются тренду на возврат во все эти вынужденные (в их памяти именно такие) меры, но юное поколение радуется, будто изобрело нечто гениальное. Кто победит – покажет время.
Реабилитация одежды перед смертью
В условиях дефицита как никогда процветал ремонтный бизнес и ценились мастера на все руки. Поэтому труды в школах воспринимались как важный социальный этап развития в существо высшей расы, которое может само штопать носки и даже капроновые чулки. Бабушки никогда не бы не выбросили носок с дыркой – они бы зашили его, и не один раз. Да что там носки, если они штопали даже целлофановые пакеты! Конечно, с приходом быстрой моды, чинить старые вещи временно затратно — зачем, если можно зайти в ближайшую Zara и купить новый свитер? Но с другой стороны, развивая навыки ремонтника, можно не только сэкономить, но и открыть в себе талант швеи или столяра. Тогда вы сможете слезть с иглы массмаркета и снова развить мелкую моторику рук, овладев настоящей иглой. Кстати, для штопания носков вам понадобится перегоревшая лампочка – так и у неё появится вторая жизнь.
Пункт приёма стеклотары как источник 13-ой зарплаты
Сдавать бутылки — советская привычка, которая культивировалась поколениями. И стар и млад собирали стеклотару, очищали ее, смывали наклейки, несли в пункт приема и получали деньги за свои старания. Например, бутылка из-под пива стоила половину цены пива (не крафтового, конечно, но это не главное). Схема была залоговой – то есть в цену продукта в стеклянной таре включалась стоимость самой тары. Сегодня в Европе практикуется та же модель биоценоза: как со стеклом, так и с отдельными видами пластика. В Минске сейчас тоже можно сдавать стекло и получать за это деньги. А к 2020 введут депозитно-залоговую систему, в которой бутылки будут стоить 20 копеек. Есть у этого заработка и налет маргинальности – не всем хочется возвращаться в 90-е, где это было не эко-хобби, а суровой нуждой. Но чего бояться прошлого, если из него можно забрать только лучшее?
Живые цветы на кладбищах как показатель заботы и наличия вкуса
Раньше на могилы люди приносили живые цветы, которые потом заботливо убирали и меняли на новые. В этом было куда больше символизма, чем в современных неоновых пластиковых гвоздиках и хризантемах, на которых делают неплохой бизнес. Экологи подсчитали: каждый год на кладбища приносят около миллиона искусственных цветов, на которые мы тратим полмиллиона долларов, создавая 10 тонн пластика, который будет разлагаться сотни лет. В апреле 2019 года эко-активисты подготовили петицию о запрете продажи таких цветов в Беларуси, которую подписало более 1300 человек. Минприроды поддержало введение запрета, но уточнило, что «само не вправе его установить». Пока «сверху» не запретили эти пластмассовые венки, вы можете начать с себя и «навещать» родственников с достойными цветами. А там, может, и о экологичности земляного захоронения мысль придёт.