Оскары розданы. Те, кому есть до них дело, выдохнули. Остальные прочитают в любом заголовке, что «Бёрдмэн» — лучший фильм и будут поддерживать обеденные беседы сдержанным «ну, это же было очевидно». Несмотря на то, что 87-я церемония была одной из самых предсказуемых за последние годы, нашлось несколько моментов, которые приятно и не очень удивили. Впрочем, все по порядку.
Нил Патрик Харрис отлично справился с ролью ведущего. Остается надеяться, что организаторы перестанут бегать из крайности в крайность и застолбят его на этой должности на много лет вперед. Харрис харизматичен, чтобы забыть о прошлогодней Эллен Дедженерес; не такой безопасный паинька, как, например, Билли Кристал (он, конечно, человек в этой сфере признанный, но слишком уж белый и пушистый); артистичен настолько, что не надо втридорога нанимать Хью Джекмана, да и просто-напросто классный он.
Начался вечер с самой, пожалуй, предсказуемой номинации лучшего актера второго плана. Если кто-то и сомневался в Оскаре для Дж. К. Симмонса за роль безумца-преподавателя в «Одержимости», то это были поклонники Эдварда Нортона, который заслуженно украл все сцены «Бёрдмэна» со своим участием, но в сравнении с незабываемым Флетчером был в этом году лишь вторым.
Статуэтку за лучшую женскую роль второго плана получила Патриция Аркетт («Отрочество»), но и там все понятно было давно и всем.
Почти все хипстерские награды ожидаемо и заслуженно взял «Отель Гранд Будапешт». Это костюмы, грим/прически, художник-постановщик и музыка. Самый стильный фильм года оценен по достоинству.
Когда дело дошло до лучшего фильма на иностранном языке, все дружно скрестили пальцы, посмотрели, как пролетает «Левиафан», и расстроились. А зря, ведь «Ида» на самом деле лучше, и ничего страшного. К тому же, выиграла минский кинофестиваль «Лістапад», а это вам не просто так.
Отдельное спасибо Tegan & Sara и ребятам из Lonely Island, которые своей песней из «Лего. Фильм», хоть и на пару минут, напомнили нам, как важно не быть слишком серьезным… И как глупо было прокатить с номинацией лучший мультик года по мнению подавляющего количества людей.
«Крупные» номинации начались со второго Оскара подряд для Эммануэля Любецки за лучшего оператора. Учитывая, как картинка «Бёрдмэна» сносила крышу при просмотре, вряд ли кто-то был удивлен. Страшно представить, какой проект Любецки выберет следующим.
Вдоволь поиздевавшись над Джоном Траволтой и его произношением имен, ведущий позволил-таки вручить Оскар за лучшую песню Джону Ледженду и Common. И тут никаких сюрпризов: не дай академики приз за песню из фильма о Мартине Лютере Кинге, Опра лично бы поднялась на сцену и прикрыла всю это лавочку.
С музыкой закончили не сразу. После теплого упоминания о юбилее «Звуков музыки» в виде попурри от Леди Гаги, приз за лучший саундтрек получил чудо-композитор Александр Депла. «Отель Гранд Будапешт» был аж восьмой его попыткой получить золотого болванчика.
Дальше — серьезнее.
За лучший оригинальный сценарий приз отдали «Бёрдмену», и это вполне себе замечательно, несмотря на то, что многие в это важной номинации предпочтение отдавали «Будапешту». Но вот «Оскар» за лучший адаптированный сценарий «Игре в имитацию» поставил меня в тупик. Я ума не приложу, как этот поверхностный и плоский текст оценили так высоко. И это при такой конкуренции!
Когда я мысленно распределял «Оскары» перед самой церемонией, я давал «Бёрдмэну» шансы на лучший фильм, но вот с премией за режиссуру видел только Ричарда Линклейтера, создавшего удивительный проект «Отрочество». Когда Бен Аффлек объявил, что Иньярриту берет и режиссерскую статуэтку, все стало ясно и с самым главным Оскаром.
Но перед ним были лучшие актер и актриса. Никаких иллюзий по поводу Майкла Китона я не питал, Эдди Редмэйн проделал фантастическую работу во «Вселенной Стивена Хокинга» и заслуженно победил. То же самое случилось и с женской ролью. Не только за выслугу лет, но и за гениальное исполнение во «Все еще Эллис», волшебная Джулианна Мур получила-таки свой первый в карьере Оскар!
С лучшим фильмом для меня все было просто: Оскар отдадут «Отрочеству» как проекту, как оригинальному подходу, но не как произведению искусства. Поэтому мое удивление от услышанного финального: «Бёрдмэн!» было приятным. Очень радостно, что лучшим признан художественный фильм, а не стратегически безупречная хроника жизни.
А за Джейка Джилленхола академиков все равно не прощу!