С уважением отношусь к Павлу Свердлову, но хочу сильно поспорить по поводу его недавней колонки.
Во-первых, в статье Павел похож на таксиста из «Брата-2», который бьет кулаком в потолок «Волги» и говорит: «Вот были же люди, как люди, вдруг стали кретинами». Никто не дергал стоп-кран: народ каким был, таким и остался, с хорошими и плохими гражданами, со здравым смыслом и мелким мещанским срачем. Все пороки общества, заметные сейчас, не появились 8 декабря 1991 года. Бухали и тогда, и сейчас. Невероятное сочетание в одном человеке жадности и лени – всё оттуда, из СССР. Тогда беспокоил Гондурас и Гренада, сегодня – Сирия и Турция.
Во-вторых. Качество советского образования убедительно показывает недавний репортаж из мест, где Алексиевич провела детство. Ее учителя запросто вылили на Светлану тонну говна. Вот такой адовый трэш про Ленина в шалаше, бряцание оружием, ястребов Вашингтона и миролюбивую политику СССР они в голову ученикам и закачивали 30 лет подряд.
В-третьих, Алексиевич всю свою карьеру писала контрреволюционные книги, многословно доказывая историями своих героев: никакой дружелюбной, приятной, добрососедской советской действительности нет. Рефрен ее критиков: «Зачем писать только негатив!» – слышен до сих пор, потому что и в СССР тоже все хотели развлечений, light-версии, всем было лень напрягаться на тему того, что в обществе (в экономике, в политике, в педагогике и так далее) существует много херни и по этому поводу нужно что-то немедленно делать.
В-четвертых. В СССР не было современного искусства, если не считать таковым социалистический трэш и борьбу лучшего с хорошим.
Объекты современного искусства, это не про пидарасов и вырожденцев – они, вообще-то, максимально точно показывают, что вокруг уютной зоны комфорта человека существует немало проблем. Cоветскому человеку душевные терзания чужды, указывать на недостатки общества – занятие тщетное.
В-пятых, Алексиевич довольно решительно подталкивает советского человека к осознанию простой истины: никакой единой идеи, объединяющей общество, нет и быть не может. Единая идея ломает судьбы, убивает людей, а попутным жертвам даже пожаловаться некому – подрывают строй!
В-шестых. Постсоветскому человеку не хватает протестантской трудовой этики из которой появился капитализм, а с протестантской этикой в Беларуси очень трудно.
Житель Ольшан, который не бухает и выращивает огурцы, выглядит в глазах 83,47% населения Беларуси дурачком. Но точно таким же дурачком он выглядел и в СССР.
Источник: Facebook Александра Стельмаха