Когда я вижу в Facebook коммент о том, что кто-то из читателей решил стукнуть на сайт, потому что ему не понравилась фотография или новости, у меня начинает дергаться глаз. Чтобы не параноить в одиночку, делюсь горем с коллегами. «Так это вечные бойцы за им одним понятную справедливость, не обращай внимания!» – отшучивается моя команда, и начинает казаться, что к стукачам мы относимся с пониманием. Так же бабы на селе жалеют пьяного вдрызг мужика, который даже идти не может: «Ой, глядзице, ператрудзиуся, га!» Вести себя как скотина – это смешно и мило, потому что жизнь – такая. И стучать, оказывается, нормально, потому что у каждого своё понимание нравственности и справедливости.
Все это говорит о том, что белорусский народ нашел ахиллесову пяту чиновников: они не могут не реагировать, если кто-то стучит на соседа. Приходится принимать меры: закрывать бизнес соседа, арестовывать его имущество, выписывать штраф за нарушения, приостанавливать деятельность. Министерства делают это по той простой причине, что им страшно. Во-первых, они боятся бунта и народного гнева. А во-вторых, недовольный псих же и до администрации дойдёт, чтобы нашестерить. Дождётся Самого в коридоре, а его, чиновника, потом снимут за слепоту и нежелание реагировать.
Ни забота о жизни граждан, ни экология, ни развитие культуры в этой стране не решают ничего. Решает здесь только стукач.
Можно стукнуть на то, что тебе деревья мешают. Поскольку никто не пишет о том, что деревья нужны, воспринимая их как должное – их спилят: против деревьев один голос, за деревья – ноль. Я не знаю, как построена система реагирования, может, все зависит от количества стукачей: скажем, если один Дианов написал, что сайт KYKY – говно, то это можно списать на неадекватность, а если пятьдесят стукачей – то срочно закрыть? Может, включается собственная министерская логика о том, что такое хорошо, а что такое плохо: незаконная предпринимательская деятельность – статья, обижать ветеранов нельзя, грубость в адрес президента должна быть наказана и прочее, и прочее.
Конструктивное и деструктивное стукачество
На мой взгляд, есть грань между конструктивным стукачеством и деструктивным, когда ты готов уничтожить нечто новое из-за того, что тебе лично оно приносит дискомфорт. Уверена на сто процентов, что вот эту грань большинство людей не чувствует. Предлагаю прямо сейчас проверить себя и отписаться в комментах, где светлая, а где темная сторона шестеризма.
Стукнуть на соседа, который заехал на газон и портит его колёсами – это хорошо?
А на друга, который выезжает пьяным с вечеринки, и ты звонишь в ГАИ, чтобы его задержали, тем самым, возможно, спасая ему жизнь?
Стукнуть на просроченный творог в супермаркете, чтобы его закрыли до ликвидации нарушений?
А на продавца пылесосов, который повесил объявление на форуме и занимается незаконной предпринимательской деятельностью?
На водителя авто, который за деньги подвозит тебя до Минска с остановки недалеко от города Свислочь? Я сейчас про тот факт, о котором писали СМИ: в транспортную инспекцию стукнула компания-перевозчик из-за того, что клиентов перехватывают частники. Ага, вместо развития, снижения цен и разработки новых маршрутов контора пошла самым простым путём – настучать на конкурента.
Жаловаться на плесневый хлеб в кафе нужно сразу в Минторг и президенту, или все же сперва стоит позвать официантку? Где разница между тем, на кого стучать хорошо, а на кого – плохо?
Возьмем Антона Мотолько, который завёл практику стучать на неправильно припаркованные машины – зашла на ура, как родная. Плохо стоящим авто во дворах прокалывают шины. Но если в стране, где рядом с могилами поэтов Купалы и Колоса находятся могилы чекистов, руководивших расстрелами интеллигенции в 1937-м, разрешить стучать на соседа, сказав, что это – модно, тебя сожрут с дерьмом, захотят казнить и рано или поздно подожгут твою же машину. Прививать потомственным стукачам ценности цивилизованной парковки методом шестеризма – то же самое, что лечить алкоголика сухим Монтепульчано урожая 2013 года.
Понять, на кого нужно стукнуть, а на кого – нет, на самом деле очень просто
Ты имеешь моральное право стучать только в том случае, если действие или поступок человека, который тебе не нравится, реально угрожает жизни людей, животных или деревьев. Все. Больше причин стучать нет. Оскорбление чувств и угроза национальным интересам не угрожает жизни человека и дерева. Почему? У национальных интересов нет рук и ног, они не могут построить хоспис и получить Нобелевскую премию. Это выдуманная категория, а бороться за ее чистоту – как воевать с ветряными мельницами.
Национальные интересы вам никогда не скажут спасибо, а живой человек – может. Вот в его благо и стоит стараться, никаких идеологических и идейных причин для существования стукачества в этом мире быть не может.
Надо ли стучать на жадность, жлобство, дурновкусие и цены втридорога? Зачем, ведь от них никто не умрет! Не нравится цена – уйди. Бизнес с оборотом меньше миллиона в год вообще не должен парить ни государство, ни частных завистников.
Но в нашей стране между понятиями «люди погибли» и «люди заработали» стоит знак равенства. Ни один палач не был наказан за Куропаты, а за неуплату налогов – сидят. Мне кажется, людям нужно рассказывать, что такое хорошо и что такое плохо. Объяснять каждый день методично и на государственном уровне, но к сожалению, официальные пропагандисты заняты другими задачами: поиском врага и доказательством, что в Евросоюзе пенсии по 200 евро.
Если ты настучал и сделал хорошему человеку плохо – ты мудак. Если ты настучал и в итоге помог хорошему человеку (крыша на голову не упала, избежал отравления просроченной колбасой) – ты спас жизнь. Сообщать в милицию об изнасилованиях, грабежах и убийствах также является благом во имя достойной жизни человека. Если ты настучал, чтобы твои дети не знали нового, чтобы у них не было перспектив и шанса выбирать (считаешь, что они маленькие, тупые и сами нормально не выберут) – ты мудак. Стукачество ради чистоты расы и других идиотских убеждений до добра не доведёт. Учитесь стучать во благо. У меня всё.