Мода на позитивных, счастливых, сильных людей захватила мир. Признаться в собственных слабостях, переживаниях в праве на эмпатию все равно, что снять трусы в общественном месте – это вызывает коллективную брезгливость. Времена поэтов Бродского и Высоцкого покрылись пылью и вызывают стойкую ассоциацию с бабушкиным шкафом, откуда тянет старческим запахом и нафталином. И даже рокеры с их душераздирающей жаждой к жизни и поисками внутреннего инсайта уже никого не вставляют. Они тоже из другой эпохи. Сейчас балом правит только внешний лоск и позитив, и сделай ты шаг в сторону – ты, увы, унылое дерьмо. У тебя три варианта: либо сдерживаться и ни в коем случае не выносить на солнечный свет свои переживания, либо погибать где-нибудь на рельсах в карениновских судорогах, либо идти к психологу.
Найти психолога, который не считает, что с тобой что-то не так
Окей, ты внял новомодной пропаганде и занялся поиском хорошего психолога. В итоге ты мечешься между ценником, который варьируется от 30 у.е до 150 у.е, начинаешь мониторить отзывы знакомых. Однажды понимаешь: отзывы – это полная ерунда. Что подходит Юпитеру, не поможет тебе, Быку. У вас разные точки соприкосновения, совершенно разный юмор и вообще тебе может не нравиться его взгляд, а это ужасно мешает откровенности. Если ты не богат – сумма за полный сеанс (психологи советуют не меньше 10 консультаций) набегает немаленькая и мешает по-настоящему отдаться в руки духовного лекаря. Но, оглядываясь, ты видишь счастливых друзей и подруг, которые транслируют повсюду сплошной позитив, хотя они тоже частые посетители психологов. Ты понимаешь – оно того стоит. Обеспеченные люди деньги не считают, главное – результат, который, увы, быстро не приходит. А надо здесь и сейчас быть happy, иначе социум начнет что-то подозревать, а показывать свою темную сторону неприлично. Иногда приходиться менять психолога, потому что не срослось. Проблем не становится меньше, ведь, вскрывая одну проблему, выявляется другая – и так до бесконечности. Душа – бездонная пропасть, и прийти к простому резюме «ты в этом не виноват» невыгодно для психолога.
Есть люди, для которых говорить о себе – неподъемная задача. Они никогда не пойдут к психологу, потому что не всем хочется вытряхивать душу перед чужим человеком. Но и притворяться, что тебе всегда весело, довольно трудно. Приходится надевать маски и жить по законам социума, который слишком погряз в псевдоценностях философии fun. Зачем? Чтобы никто не упрекал тебя, мол, ты не умеешь радоваться жизни.
Как прокомментировал один психолог проблему поиска хороших специалистов: «Акцент ставится на том, что с человеком что-то не так. Хотя, на самом деле, мы все нормальные. И проблемы наши нормальные. Просто иногда нужно помочь человеку стать еще счастливее. Но, увы, вместо того, чтобы помогать человеку и давать правильные ориентиры, многие психологи давят на болевые точки, что выглядит, как упрек и давление. А ориентир один: мы все нормальные, и наши проблемы тоже».
Одна женщина Карина, сменила шесть психоаналитиков и 12 препаратов. Сейчас седьмой врач, 13-й препарат. Та же проблема: панические атаки и бессонница, тревожность. Выхода нет. Для многих «врачей» это просто бизнес. Или просто у нас нет специалистов, которые действительно могли бы ей помочь. А она ищет, не сдается. Но иногда говорит: «Я устала. Мне настолько плохо, что просто хочется умереть». Для всех она обычная женщина с грустными глазами. Не хохочет и не травит анекдоты. Порой может сказать, как утомилась и что больше нет сил. Для сверхлюдей это просто бессмысленная пытка над разумом, правда? Судя по всему, она просто обязана доказывать, что все окей. И прятать то, что не может смеяться вместе со всеми, не спит нормально уже семь лет, «но вы не обращайте на меня внимания и простите, что напрягаю».
В любой непонятной ситуации – лечись
Нормальность – некая формула успеха, в которой прописаны ровность эмоций, ноль привязанностей, ноль страданий и переживаний. Только успехи, только воля к победе. Умер близкий – лечись. Развод – лечись. Переживаешь, мучаешься, чувствуешь себя одиноким – да тебе это просто нравится, дружок, иначе бы ты уже давно лечился. Или сделал все, чтобы перестать это чувствовать. Рубил дрова, волонтерствовал в онко-диспансере, шил, вязал, плясал, читал.
Нужна деятельность, спасающая от внутренних монстров, от внутренней тьмы, от страхов и банальных переживаний. Всему и всегда есть объяснение – так водится у нормальных людей. Ненормальным не место среди них. Герои Достоевского живы лишь на выцветших страницах домашней библиотеки, здесь и сейчас – новые персоны, без внутренних конфликтов, запертых дверей и рефлексий.
Этим стерильным людям, признаться, все действительно завидуют. Они пытаются отодвинуться от этой нервозной реальности, потому что мир сейчас, как жвачка: пожевал, вкус испарился – выплюнул.
Становится страшно, когда кто-то пишет: «Депрессивное состояние, которым вы размахиваете в социуме, так же вежливо по отношению к окружающим, как немытая голова, грязная обувь или нечищенные зубы». Это словно приговор: Не смей, сука грустить и быть унылым. Не стоит марать вселенную своими загонами, беги к психологам, пусть они разбираются. Только кто мерило? Социум? Тогда озвучьте, пожалуйста, амплитуду «позволительных страданий». Слегка туда-сюда или можно на все 180 градусов?
Помню, как в лифте на бывшей работе одну девушку спросила коллега, как ее дела. Она искренне ответила: «Если честно, не очень. Я рассталась с парнем», – и улыбнулась, чтобы вышло не совсем драматично. Мне хотелось ей аплодировать. Насколько нужно быть взрослым человеком, чтобы вот так ответить? Ведь признаваться в том, что тебе скверно, будто бы безнравственно. Ты обязан лечиться или молча давиться своей грустью. Нормальная «инстаграмная» жизнь – это вечеринки, мейкап, коты, еда и покупки, счастливый ребенок и пятки в океане. Ты «настоящий» неинтересен – резюмирует современность. Герой нашего времени – это успешный человек, который не сомневается, бегает марафоны, не пьет, не желает чужую жену и не переживает о том, что подумает о нем его соседка или бывшая.
В правила «хорошего тона» мы укладываем людей, как в гробы
Одна из самых сексуальных женщин – Мерилин Монро – была крайне несчастным человеком. Это не помешало ей стать иконой, светиться изнутри и быть желанной. Гений Пушкин был задира, Есенин – весьма эмоциональный и, говорили, тот еще драчун, Маяковский – немного ранимый и интеллигентный, Фаина Раневская – ужасно одинокая и вечно переживающая из-за своей внешности, Евгений Леонов – чувствительный и привязанный к сыну. Список талантливых людей можно продолжать бесконечно. Они все идеальные пациенты психологов, они все – настоящие люди, которые посмели быть нормальными и настоящими.
Безупречность натуры, которую порой пытаются предписать обществу, – это очередная резервация, в ней белые – направо, черные – налево. Минор – это слабодушие, нищета – лень, «депрессия» – показушность. Забывается только, что именно те, кто переживает страх и одиночество, выносят теплые одеяла бомжам, потому что зима, и бегут на митинги, потому что слишком понятен смысл слова «несвобода».
Да, порой раздражает демонстративная позиция жертвы, когда весь мир должен крутиться вокруг одной единственной персоны. Случается, что человеку нравится постоянно быть потерпевшим, быть вечным ребенком, а все вокруг – «взрослые», и пусть стараются. Но мир справедлив – фальшивки и инфантилы раскусываются, как фисташки, им остается только взрослеть. Но никто не дает гарантию, что даже этот безвольный парень завтра не подаст тебе руку помощи.
У каждого своя правда. Отчего мы пытаемся придумать четкие схемы, и укладываем в них людей, как в гробы? Кто-то сказал, что это про счастье? Per aspera ad astra – это еще и про путь, несмотря на сложности. Нет удобного уравнения, объясняющего, кто нормальный, а кто – нет. Жизнь, как и человек, кроется в деталях, и порой это не только васильковые поля, вздохи оргазма и успешный стартап. Это еще сомнения, переживания, страх, гнев, уныние, раздражение, сумасшедшее влечение и восторг. Серые кладбища и рождение первенца. Надоедливый родственник и мурашки от мужчины, с которым провела предыдущую ночь. Стоит ли стыдить людей за это? Это и есть настоящая жизнь, а не гладкие тексты о надоедливых «депрессивных» людях.
Остальное – пустота: прекрасная, вакуумная и оттого невозможная. Следуя моде на беспрестанно счастливых и сильных людей, мы можем стать похожими на героев сериала «Черное зеркало», где в одном эпизоде люди ранжируются оценками друг друга и постоянной оглядкой на общество, трясутся от страха за любой провал и мимолетный признак грусти. И там, и тут все забыли, что сила всегда еще и в слабости. Нам никто не может запретить быть неидеальными. А кто так не считает – может сходить в идеальную задницу.